Система запуска газотурбинного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиин
Соцналистичесиин
Респубпии
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< i 878992 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (5l)M. Кл. (22) Заявлено 29,01.80 (21) 2876893/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет
F 02 С 7/26 Маударстеапай квинтет
СССР в делан нэабретеннй н отарнтнй
Опубликовано 07. 11 . 81. Бюллетень М 41 (53) УДК 621. .438.55(088.8) Дата опубликования описания )0.1!.81
Л.Я, Ушеренко,,Ю.С. Погорелый, В.А. Суриков, А А.Трофймов,"
Н.Ф. Макокин, А.Н. Говоров и И.П. Курпач (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель (54) С!::СГ ::МА ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к области газотурбостроения, в частности к системам электрического запуска газотурбинного двигателя.
Известна система запуска газотурбинного двигателя, содержащая электростартер и блок управления jl ).
Однако для известной системы ха рактерна недостаточная надежность запуска.
Целью изобретения является повыпе" ние надежности запуска.
Указанная цель достигается тем, что система дополнительно содержит второй электростартер и коммутирующий блок, подключенный к обоим электростартерам, причем последние с помощью коммутирующего блока имеют возможность переключения с последовательного соединения на параллельное и обратно °
На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы.
Система содержит электростартер 1, блок управления 2,.второй электростартер 3 и коммутирующий блок 4, а также источник постоянного тока 5, кнопку запуска.6 и реле 7-9.
Электростартеры l и 3 могут быть установлены в зависимости от выбранной кинематической связи с ротором турбокомпрессора соосно, с, параллельными валами или с валами под углом друг к,другу.
Система работает следующим образом.
При нажатии на кнопку запуска 6 блок управления 2 включает .реле 9, ко торое замыкает контакт и подает напря» жение на электростартеры и З,соедн ненные последовательно, посредством нормально замкнутых контактов реле 7 и 8.Напряжение на каждом из электростартеров в два раза меньше напряжения источника питания. При этом начинает ся раскрутка ГТД. Когда скорость вращения электростартеров достигнет неФормула изобретения
ВНИИПИ
Заказ 9686/2 Тираж 584 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 87 которой (расчетной) заданнрй вели-. чины, блок управления 2 выдает сигнал на реле 7 и 8, которые срабатывают и соединяют электростартеры 3 и 3 параллельно. 3а счет параллельного соединения электростартеров на каждый из них поступает напряжение с источника питания, в два раза больше пускового напряжения. Прн этом повьппается ток возбуждения до пускового тока, что обеспечивает равно -. мерность запуска..
Когда двигатель запустился, частота его вращения превышает частоту вращения общего вала электростартеров и блок управления 2 вьщает сигнал на отключение реле 7-9.
Таким образом, второй электростар" тер и коммутирующий блок повьппают надежность системы.
Использование предлагаемой системы позволяет упростить коммутационную аппаратуру и уменьшить количество контактов. Отсутствие пусковых сопротивлений снижает расход электроэнергии и опасность возникновения по-
8992
Д жара объекта. Применение двух электростартерОв последовательного возбуждения,масса которых на IO-2GX меньше массы одного электростартера суммарной мощности, позволяет снизить массу устройства.
Система запуска газотурбинного двигателя, содержащая электростартер н блок управления, о т л и ч а ю .— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности запуска, система дополнительно содержит второй электростартер и коммутирующий блок, подключенный к обоим электростартерам, причем последние с помощью коммутищ рующего блока имеют воэможность переключения с последовательного соединения на параллельное и обратно.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
Ф 415397, кл. F 02 С 7/26, I974.