Опора скольжения для нереверсивных валов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е >879083
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.11.79 (21) 2868608/25-27 (51)М.Кл.sF 16 С 17/02 с присоединением заявки— (23) Приоритет—
Государственный комитет
С.С,GP ло делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень № 41 (53) УДК 621.822.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (72) Авторы изобретения
Ф. П. Снеговский и H. Г. Булюк (71) Заявитель Херсонский филиал Одесского технологического института пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова: (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ
ДЛЯ НЕРЕВЕРСИВНЫХ ВАЛОВ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах скольжения, работающих со смазкой.
Известна опора скольжения, содержащая цапфу вала, на поверхности которой выполнена путем механической или другой обработки замкнутая или незамкнутая система масляных карманов (впадин) глубиной от десятых долей миллиметра до нескольких миллиметров (1).
При высоких удельных нагрузках и низких скоростях несущая способность гидродинамических подшипников с валами, обладающими указанной выше поверхностью, 15 снижается по сравнению с подшипниками, имеющими валы с гладкой поверхностью.
Интенсивность тепловыделения в этом случае невелика, а суммарная опорная поверхность вала уменьшается. Материал вкладыша деформируется под воздействием давлений и вспучивается под впадинами на поверхности вала, в результате чего при вращении вала происходит разрушение смазочной пленки, черезмерное увеличение коэффициента трения и повышенный износ трущихся поверхностей.
Цель изобретения — уменьшение потерь на трение в подшипнике скольжения и увеличение его несущей способности.
Цель достигается тем, что в опоре скольжения для нереверсивных валов, содержащей втулку и цапфу вала с системой микрокаверн, расположенных в шахматном порядке, оси симметрии которых перпендикулярны образующей цилиндрической поверхности цапфы, микрокаверны имеют каплевидную форму и широкой частью обращены в направлении вращения вала.
Кроме того, отношение длины каверны к ее наибольшей ширине составляет от 2 до 4.
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая опора скольжения; на фиг. 2— то же, поперечное сечение; на фиг. 3 — поперечное и продольное сечение микрокаверны; на фиг. 4 — то же, вид в плане.
Опора скольжения содержит втулку 1 и цапфу вала 2 с нанесенной на ее поверхность системой микрокаверн 8, имеющих каплевидную форму и обращенных широкой частью в направлении вращения вала.
Отношение длины 1 каверны к ее наибольшей ширине b составляет от 2 до 4.
Размеры микрокаверны обозначены следующим образом: /г — глубина, b — ширина, 1 — длина.
Предложенный подшипник работает следующим образом.
879083
Формула изобретения
Ф г. 2
Фиг. f
Ф гг.,у
Соста зитель Б. Моисеева
Техрсд Е. Хмелева Корректор И. Осиновская редактор T. Кузнецова
Заказ 1290/1002 Изд. ¹ 543 Тираж 869 Подписное
11ПО «Поиск» 1осударствеииого комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раугиская иаб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
При вращении вала масло захватывастся вращающимся валом и подается в клиновой зазор, при этом создается гидродинамйческая подъемная сила. Дополнительное количество холодного масла, подаваемого в нагруженную зону за счет повышенной маслоемкости поверхности вала, повышает вязкость масла в ней, что увеличивает»ссущую способность подшипника.
Шахматное расположение микрокаверн способствует равномерному охлаждению масла в нагруженной зоне подшипника, а их форма обеспечивает минимум потерь на трение и исключает появление завихрсн»й в смазочном слое.
1. Опора скольжения для нереверсивных валов, содержащая втулку и цапфу вала с системой микрокаверн, расположенных в шахматном порядке, оси симметрии которых перпендикулярны образующей цилиндр»ческой поверхности цапфы, о т л и ч а ю5 щ а я с я тем, что, с целью уменьшения потерь на трение и увеличения несущей способ»ости, микрокаверны имеют каплевид»ую форму» ш»рокой частью обращены в
»аправлении вращения вала, 2. Опора . скольжения по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что отношение длины кавер»ы к се наибольшей ширине составляет от 2 то 4
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Орлов П. И. Основы конструирования.
М., «Машиностроение», 1972, с. 362.