Регулятор числа оборотов электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Республик 879556 (61) Дополнительное к авт. свил-ву и 430353 (22) Заявлено 02. 01. 80 (21) 2862452/18-24 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет (51)M. Кл.

G 05 В 11/26

1оаударстеениый комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.11.81. Бюллетень № 41 (53) УДК 621 316, . 718. 5 (088. 8) Бата опубликования описания 09 . l l. 81 (72) Авторы изобретения

В ° А, Бровкин и Н. И. Писарев (7I ) Заявитель (54) РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ОБОРОТОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к областй автоматики.

По основному авт.св. Р 430353 известен регулятор числа оборотов электродвигателя, содержащий индукционный датчик оборотов, соединенный с усилителем, и фазовый дискриминатор, подключенный к базе транзистора, коллектор которого подсоединен к отрицательной шине питания через обмотку реле, связацного с электродвигателем. Выход усилителя подключен к управляющему электроду тиристора, анод которого связан с положительной шиной питания через резистор и последовательно соединенные конденсатор и диод, подсо15 единенные через диод ко входу фазового дискриминатора, конденсатору и последовательно соединенным резисторам, подключенным общей точкой к эмиттеру транзистора. Усилитель регулятора вы20 полнен на транзисторе, эмиттер которого подключен к положительной шине питания, база соединена с индукционным датчиком оборотов, а коллектор через два последовательно соединенных резистора, общая точка которых является выходом усилителя, подключен к отрицательной шине питания и через дополнительный конденсатор присоединен к базе дополнительного транзистора, промежуток эмиттер-коллектор которого включен последовательно в резистивную цепь связи анода тиристора с положительной шиной питания, причем с последней соединен эмиттер дополнительного транзистора(1) Целью изобретения является повышение точности работы и расширение динамического диапазона регулятора.

Эта цель достигается тем, что предложенный регулятор содержит элемент задержки, включенный между базой дополнительного транзистора и попожительной шиной питания.

На чертеже дана функциональная сх ма регулятора.

87955

Р е гуля тор с оде ржи т и иду кци о нньп датчик оборотов l установленный на турбохолодильнике 2, вал которого выполнен с постоянным магнитом, усилитель 3 на транзисторе 4, в цепь коллектора которого включены последовательно включенные резисторы 5, 6, положительную 7 и отрицательную 8 шины питания, дополнительньп конденсатор 9, тиристор 10, токоограничива- !0 ющий резистор ll дополнительный транзистор 12, элемент задержки 13, дозирующий конденсатор 14 разрядный диод 15, зарядный диод 16, последовательно соединенные резисторы !7, 18, конденсатор 19, фазочувствительный дискриминатор 20, транзистор 21, реле 22 с контактами 23, которыми управляется двигатель 24 и поворачивающий заслонку 25.

Регулятор работает следующим образом.

Напряжение синусоидальной формы с,обмотки датчика оборотов 1 поступает на вход транзистора 4 и после усиления на управляющий электрод тиристора 10 и через конденсатор 9 на базу транзистора 12. Если величина напряжения достигнет значения, достаточного для включения тиристора 10 то он открывается (отрицательной полуволной), При этом транзистор 12 закрыт. Конденсатор 14 заряжается через диод 16, резисторы 17, 18 и конденсатор 19.

Ток через тиристор 10 уменьшается

35 почти до нуля, и он закрывается. При положительной полуволне сигнала открывается транзистор 12, и конденсатор 14 разряжается через диод 15, транзистор 12 и резистор 11. Но за

40 время перехода транзистора 4 из состояния "открыт" в состояние "закрыт" напряжение между катодом и управляющим электродом тиристора 10 уменьшается, а напряжение между базой и эмит45 тером транзистора 2 увеличивается.

Причем в момент открытия транзистора 12 напряжение между катодом и управляющим электродом довольно значительно, тиристор 10 может остаться во включенном состоянии, что приведет

50 к потере части импульсов, однако за счет включенного элемента задержки 13

6 4 между базой и эмиттером транзистора 12 открытие последнего задерживается, так что напряжение между катодом и управляющим электродом тиристора 10 успевает уменьшиться до нуля, поэтому пропуска импульсов не происходит, т.е. повышается точность регулирования и расширяется динамический диапазон. Напряжение, до которого заряжается конденсатор 19, пропорционально частоте вращения турбохолодильника 2 (см., например, книгу Л.А.Баранов и др. "Конденсаторные преобразователи в автоматике и системах управления", Энергия, 1969, Стр.7) . Если напряжение на конденсаторе 19 больше напряжения задатчика, то на выходе дискриминатора 20 появляется напряжение, открывающее транзистор 21.

Реле 22 срабатывает и своими контактами 23 включает двигатель 24, который вращает заслонку 25 на уменьшение потока воздуха, Если напряжение меньше напряжения задатчика, то напряжение с дискриминатора 20 закрывает транзистор 21, реле 22 выключается и своими контактами 23 включает двигатель 24, который вращает заслон-. ку 25 на увеличение потока воздуха, подаваемого B турбохолодильник 2. Резистор 18 обеспечивает положительную обратную связь для создания фиксированного гистерезиса, необходимого для работы регулятора без дребезга и зуммера.

Формула изобретения

Регулятор числа оборотов электродвигателя по авт.св. 9 430353, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения точности работы и .расширения динамического диапазона, регулятор содержит элемент задержки, включенный между базой дополнительного транзистора и положительной шиной питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N -430353, кл. 6 05 В 11/26, 1972 (прототип) .

879556

Составитель В. Певзнер

Редактор Л. Утехина Техоеп О.Легеза Корректор С. IHeKMap

Заказ 9719/18 Тираж 943 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

II3035 Москва Ж-35д Ращская наб.д д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4