Электрическая машина с воздушным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву в 653683 (22) Заявлено 180180 (21) 2870329/24-07 (51)hA
Н 02 К 1/20 с присоединением заявки М (23) Приоритет—
Государствеииый комитет
СССР по делам изобретеиий и открытий
Опубликовано 071181 Бюллетень М 41
Дата опубликования описания 071181 (5З) УАК 621. 313. 713 (088. 8) Н. Н. Конохов, Л. А. Зб арский . Н. A. Куции, Ю. В . оршнев и В.Я.Волох (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (5 4 ) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЫМ
ОХЛАЖПЕНИЕМ
Изобретение относится к электротехнике и касается электрических машин закрытого исполнения с воздушным охлаждением.
В электрической машине с воздушнь1м охлаждением по авт. св. Р 653683, содержащей пакетированный магнитопро- вод статора с радиальными вентиляцио нными каналами и стержневую обмотку, расположенную в пазах магнитопровода. для повышения эффективности охлаждения путем снижения сопротивления потоку охлажцающего воздуха крайние части пакетов магнитопровода, прилегающие к упомянутым каналам. 15 в зоне расположения стержневой обмотку выполнены со щелевидными полостями, сообщающимися с радиальными вентиляционными каналами ) 1 J.
Однако для электрических машин 2О с согласной системой внутренней вентиляции (в отличие от встречной системы в известной (1) машине) такое техническое решение не способствует эффективности охлаждения, так как в
25 результате центробежного действия радиальных каналов ротора воздух выходит кз него с большой скоростью и под углам к радиальным каналам статора и не успевает поэтому раэвер- 3() нуться, теряя динамический напор и скорость.
Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения путем улучшения входа в щелевидные полости применительно к согласной системе вентиляции.
Это достигается тем, что в крайних частях пакетов магнитопров ода, содержащих щелевидные полости. зубцы выполнены с меньшей длиной. чем в остальных пакетах магнитопровода, и с образованием в зоне коронок зубцов поперечной полости, соединяющей со стороны воздушного зазора щелевидные полости, выполненные вдоль одних и тех же зубцов.
На фиг. 1 изображена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез: на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — щелевые полости (вариант выполнения)..
Электрическая машина содержит пакетированные магнитопроводы 1 статора и 2 ротора, разделенные радиальными вентиляционными каналами 3 ° В пазах магнитопровода статора расположена стержневая обмотка 4. Над статором установлен трубчатый теплообменник 5. Радиально-согласную венти879708 ляцию воздуха внутри машины обеспе- I чивают вентиляторы 6 и вентиляционные распорки радиальных каналов ротора 7.
В зубцовой зоне статора выполнены щелевидные полости 8 и 9, которые прилегают к стержням обмотки статоэа и выполнены вдоль одних и тех же зубцов.
Полости 8 и 9 соединены между собой со стороны воздушного зазора полостью 10. B месте соединения щеле- !0 видных полостей 8 и 9 с полостью 10 они могут иметь радиальное расширение (Фиг. 3) .
Система охлаждения . электрической машины работает следующим образом. )5
Внутренний охлажденный в теплообменнике воздух вентиляторами подается через ралиальные каналы ротора в радиальные каналы статора. При этом центообежные силы ротора создают дополнительное ускорение потокч, который с большой радиальной и тангенциальной составляющей скорости попадает в неподвижные радиальные каналы статора. Однако в щелевидные полости. воздух попадает не сразу, а через соединяющую их со стороны воздушного зазора полость, в которой они имеют еще воэможность разворота и разделения на две струи. Более плавному изменению направления движения потоков 30 .способствует также выполнение шелевидных полостей в месте их соединения
° расширенными в радиальном наппавлении.
Улучшение входа в щелевидные полссти позволяет повысить интенсивностЬ охлаждения электрической машины с воздушным охлаждением при согласной схеме вентиляции.
Формула изобретения
1. Электрическая машина с воздушным охлаждением по авт. св. 9 653683, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения при радиально-согласнОй вентиляции, в крайних частях пакетов магнитопоовода, содержащих щелевидные полости, зубцы выполнены с меньшей длиной, чем в остальных пакетах магнитопровода, и с образованием в зоне коронок зубцов поперечной полости, соединяющей со стороны воздушного зазора щелевидные полости,.выполненные вдоль одних и тех же зубцов.
2. Машина по и. 1, о т л и ч а ю-о щ а.я с я тем, что щелевидные полости имеют в месте их соединения расширение.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 653683, кл. Н 02 К 1/20, 1975.
879708
Составитель Л.Харпева
Редактор Т.Загребельная Теиред A.A÷ Кооректоо Г.Огар
Подписное Заказ 9737/26 Тираж 733
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIIIII "Патент", г. Ужгород. ул. Проектная, 4