Синхронная электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцналнстичвских

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ ""8797О9

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 130976 (2() 2401304/24-07 с присоединением заявки Йо(23) ПриоритетОпубликовано 07.11.81, Бюллетень 89 41

Дата опубликования описания 0711.81 о (53)М. Кл З

Н 02 К 1/24

Государственны & комитет

СССР яо делам изобретений и открытн и (ЗЗ) УДК 621.313.32 (088. 8) мъ !

А..А.Äóêøòàó, Г.Б.Пинский и П.N.Èïàòîâ (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МИНИНА

Изобретение относится к злектвома шиностроению, преимущественно и производству крупных электрических машин, например гидрогенераторов .

Йзвестна синхронная электрическая машина, содержащая статор с обмоткой и ротор с явновыраженными полюсами, включающий шихтованный обод с равномерно распределенными пазами для l0 крепления хвостовиков полюсов, .закрепляющих в пазах обода пол1оса (1).

Недостатком такой конструкции является низкое качество генерируемого напряжения в обмотке статора эа счет эубцовых гармонических составляющих.

Также известна синхронная электрическая машина, например гидрогенератор. содержащая статор с обмоткой и ротор с явновыоаженныии полюсами, включающий шихтованный обод с пазами для крепления хвостовиков полюсов (21.

А (1+ ) А weri(1 - «й) сn Г и где — полюсное деление;

- шаг по паэам на расточке статора;

A - ЧИСЛО ПОЛЮСОВ В ОРНОЙ ГРУППЕ.

Полюсные банмаки полюсов ротора могут быть выполнены с тангенциальным смещением относительно сердечника по- люса.

Полюса ротора могут быть выполнены с тангенциальным смещением хвостовика относительно сердечника полюса.

На Фиг. 1 изображен ротою синхронной машины; на фиг. 2 — полюса ротора со смещением хвостовика.

Электрическая машина содержит ротор, который состоит из вала 1 и жест

Данная конструкция недостаточно э ффект ив но решает э адачу улучшения формы генерируемого в обмотке стато- 25 ра напряжения и имеет весьма сложную технологию изготовления.

Целью изобоетення является улучшение формы генерируемого э обмотке статора напряжения за счет снижения 30 зубцовык гармоник .и Упрощения технологии изготовления.

Кель достигается тем, что полюса ротора разделены на группы с одинаковым и более двух числом полюсов и

Угол oL между осями полюсных башмаков соседних полюсов внутри каждой группы выполнен постоянным и отличен от угла )з между осями полюсных башмаков крайних полюсов соседних групп, причем укаэанные углы равны:

879709

Формула изобретения

Ь кс закрепленного на нем остова 2, на котором жестко закреплен обод 3, бранных из сегментов 4листовой стали скрепленных в пакет с помощью стяжных шпилек 5, расположенных в выполненных в сегментах 4 отверстиях б и стянутых гайками 7. В сегментах 4 также выполнены вырезы, образующие в собранном ободе 3 пазы 8, например Т-образного сечения, в которые„установлены хвостовиками крепления 9 сердечника 10 полюса с башмаками 11, распределен- ® ные определенным образом по окружности обода.

Полюса выполнены со смещением осей сердечников,10 относительно. осей башмаков 11 и (или) хвостовиков 15 крепления 9 и разделены на несколько групп. по крайней мере на две группы, с одинаковым и большим двух числом полюсов в каждой. Полюса распределены таким образом, что угол цС между осями башмаков полюсов внутри группы имеет одну, величину, а угол Р между осями башмаков крайних полюсов разных групп, расположенных Рядом, имеет другую величину. Угол К может быть меньше или больше угла Р, причем эти углы определяются из укаэанных соотношений.

Можно установить полюса и в одну группу, но с углом Р по меньшей мере у двух соседних любых полюсов, отличающимся по верличине от угла с между осями башмаков в остальных смежных павах полюсов.

Для получения смещения осей башмаков 11 относительно осей сердечни- З5 ков 10 или хвостовиков крепления полюса возможны две разновидности конструкции.

Оси башмаков 11 могут быть сдвинуты в тангенциальном направлении от» 4О носительно осей сердечников 10, .а оси хвостовиков крепления 9 в них симметричны относительно осей сердечников (фиг. 1). В этом случае полюса в каждой из групп установлены на ободе 3 со смещением башмаков.

Разные позиции полюсов имеют последовательное уменьшение или увеличение смещения башмаков и составляют половину группы полюсов. другая поло- ® вина группы полюсов установлена противоположно. т.е. является зеркальным.отображением первой. При нечетном числе полюсов в группе средний полюс имеет симметричное положение башмака относительно сердечника.

На фиг. 2 изображены полюса, в которых оси хвостовиков крепления 9 смещены в тангенаиальном направлении относительно осей сердечников 10 H башмаков 11, выполненных в этом слу- р чае симметричными относительно друг друга. В каждой группе Олюса установлены с направлением смещения хвостовиков аналогично ToMv как смещены башмаки в полюсах на Фиг. 1. 65

Число полюсов в группе в случае целого числа пазов на полюс и фазу статора будет определяться числом полюсов в машине. Если возникнет необходимость в раздвижке полюсов пои дробном числе пазов на йолюс и фазу статора. то число полюсов в группе будет определяться также и числом полюсов. в пределах которого выполняется полное перераспределение фаэных групп обмотки статора.

Для ограничения числа штампов различных позиций число полюсов в группе следует выбирать четным, тогда каждая половина группы будет формироваться из одних и тех же. полюсов, но с противоположным расположением.

Описанная конструкция позволяет уменьшить число пазов статора на полюс и фазу в гидрогенераторах с шихтованным ободом ротора и сохранить при этом высокое качество синусоидальной Формы кривой напряжения.

Экономический эффект изобретения определяется эа счет снижения трудо-„ емкости изготовления количества стержней обмотки статора благодаря меньшему числу пазов в сердечнике статора (в 1,5-2,0 раза) эа вычетом стоимости дополнительных штампов для вырубки листов сердечников полюсов.

1. Синхронная электрическая машйна, например гидрогенератор, содержащая статор с обмоткой и ротор с явновыраженными полюсами, включающий шихтованный обод с пазами для крепления хвостовиков полюсов, о т л и — ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения формы генерируемого в обмот ке статора напряжения за счет сниже-ния зубцовых гармоник и упрощения технологии изготовления, полюса ротора разделены на группы с одинаковым и более двух числом полюсов и угол а(между Осями полюсных башмаков соседних полюсов внутри каждой группы выполнен постоянным и отличен от угла ф между осями полюсных башмаков крайних полюсов соседних групп, причем укаэанные углы равны:

oL - Г4 1Ч- — ); P K(1+ -), где Г - полюсное деление;

t - шаг по пазам на расточке . статора; и - число полюсов в одной группе.

2. Машина по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что полюсные башмаки полюсов ротора выполнены с тангенциальным смещением относительно сердечников полюса.

3. машина по и. 1, о т л и ч а юш а я с я тем, что полюса ротора

879709 выполнены с тангенциальным смещением хвостовика относительно сердечника

I яолюса.

Источники информации, принятые во вниманий при экспертизе

1. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин..М. — Л. "Госэнергоиэдат", 1958, с. 177-178.

2. Видеман Е., Келленбергер В., Конструкция электрических машин. М., "Энергия", 1972, с. 258, рис. 9/3.

879709

Составитель Ф. Подольская

Редактор Т Загребельная Техред Т.Маточка

Корректор Г. Огар

Подписное оектная 4 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проек

Заказ 9737/2б .. Тираж 733 >

BH ИИПИ Государственного комитета CC

ытий по о делам изобретений и откр

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. /

4 5