Демпфер резонансных крутильных колебаний валов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

34 ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту(22) Заявлено 02Я878 (21) 2646749/25-28 (23) Приоритет - (32) 02п8,77 (31) Р 27347699 (33) ФРГ . Опубликовано 07.11.81. Бюллетень №41

Союз Советскнх

Соцнаянстнческнк

Республмк ((() 880261 (51) М. Кл.

F 16 F 15/03

Гесудэрстеекнык кеметет

СССР оо делам кэебретенкк

В OTNPOITNN (83) УЙК 621-567 .1(088.8) Дата опубликования описания 07.11.81 (фРГ) (54) ДЕМПФЕР PЕЗОНА)ЯСНЫХ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ

ВАЛОВ

Изобретение относится к устройствам для гашения колебаний и может быть использовано в области общего машиностроения для гашения крутильных колебаний валов поршневых двигателей внут-. к реннего сгорания.

Известен демпфер резонансных крутильных колебаний валов, выполненный в виде фигурного диска, жестко устанавливаемого на конце вала и связан- щ ного с ним через слой резины маховика (1 j.

Недостатком демпфера является то., что в результате деформации резины и вследствие отвода тепла, например, от 1а горячего коленчатого вала, в демпфере возникают высокие температуры нагре- . ва, которые превышают допустимую для использующихся в настоящее время резиновых смесей температуру нагрева, Зт поэтому резиновые слои затвердевают, в них образуются трещины и, в конце концов, демпфер теряет свою эффективность, а его срок службы значительно сокращается, По техни ческой сущности и достигаемому результату наиболее близким к предложенному является демпфер резонансных крутильных колебаний валов, содержащий резино-металлический элемент, устанавливаемый на конце вала и выполненный в виде связываемых с валом дисков, маховиков и соединяющих между собой диски и маховики слоев резины, часть которых имеет радиально расположенные охлаждающие каналы 2).

Недостатком демпфера является его сложность в изготовлении и, кроме того, он не обеспечивает эффективного охлаждения демпфера, что обусловлено выбранной конструкцией, а потому срок службы демпфера мал.

Целью изобретения является повышение срока службы демпфера.

Указанная цель достигается тем, что в демпфере часть слоев резины при; вулканиэирована к торцовым поверхностям маховиков и выполнена в виде профильных ребер, образующих с поверх88026

50 ностями маховиков или диска и маховика охлаждающие каналы, часть дискоз представляет собой стаканы с фланцами, днища которых перпендикулярны оси демп. фера, а в стенках их выполнены равномерно расположенные по окружности отверстия, связанные с охлаждающими каналами, отверстия в дисках выполнены любой формы, охлаждающие ребра могут быть изогнуты в зависимости от направ- 10 ления вращения вала, а в поперечном сечении они. имеют прямоугольную, трапецеидальную или треугольную форму, На фи г. 1 представлен поперечный разрез двойного демпфера, на фиг. 2 1 и 3 - варианты расположения охлаждающих ребер, на фиг. 4, 5, 6 - формы поперечного сечения ребер, на фиг. 7поперечное сечение тройного демпфера.

Демпфер содержит резино-металлический элемент 1, установленный на конце вала 2 и выполненный в виде связываемых с валом дисков 3, 4, 5, 6 и маховиков 7, 8, 9. Маховики и диски соединены между собой слоями резины

10, 11, 12, 13, 14, 15. Часть из слоев резины 11, 13, 15 привулканизированы к торцовым поверхностям маховиков 7, 8 и 9 и выполнена в виде профильных ребер 16, образующих с поверхностями маховиков 8, 9 .или дисков и маховика 7 охлаждающие каналы.

Часть дисков, например, 3, 4 и 5, представляют собой стаканы с фланцами, днища которых перпендикулярны оси демпфера, а в случае использова3S ния, например, тройного демпфера диски,6 могут быть выполнены плоскими.

В стенках дисков 3,4,5, выполнены равномерно расположенные по окружности отверстия 17, 18, 19у связанные ао с охлаждающими каналами, отверстия могут быть выполнены любой формы, а профильные ребра 16 могут быть изогнуты в одну или другую сторону, в зависимости от направления вращения вала 2. Резино-металлический элемент 1 крепится к валу винтом 20, а в случае применения тройного демпфера между резино-металлическими элемен-. тами устанавливаются втулки 21, 22.

Резино-металлические элементы не касаются друг друга, а диски и маховики выполняются из стали, последние выполняются также из чугуна.

Демпфер работает следующим обра- .Ы зом.

Крутильные колебания от вала 2 передаются резино-металлическому элеI 4 менту 1, через диски 3, 4, 5 и затем через слои резины 10, 12, 14 маховикам 7, 8, 9,.которые играют роль дополнительной массы, как в динамическом гасителе колебаний. Кроме того, энергия крутильных колебаний расходуется на деформацию резины, которая вследствие этого разогревается. При вращении вала воздух засасывается в отверстия 17, 18, 19 и как в радиальном компрессоре отводится через охлаждающие каналы наружу, при этом, если ребра 16 изогнуты наподобие лопаток компрессора, эффективность охлаждения демпфера увеличивается. формула изобретения

1. Демпфер резонансных крутильных колебаний валов, содержащий резино-ме таллический элемент, устанавливаемый на конце вала и выполненный в виде связываемых с валом дисков, маховиков и, соединяющих между собой диски и маховики, слоев резины, часть которых имеет радиально расположенные охлаждающие каналы, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения сро-. ка службы демпфера, часть из слоев резины привулканизирована к торцовым поверхностям маховиков и выполнена в виде профильных ребер, образующих с поверхностями маховиков или диска и маховика охлаждающие каналы, а часть дисков представляет собой стаканы с фланцами, днища которых перпендикулярны оси демпфера, а в стенках их выполнены равномерно расположенные по окружности отверстия, связанные с охлаждающими каналами.

2. Демпфер по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что отверстия в данных дисках выполнены любой формы.

3. Демпфер rio и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что охлаждающие ребра изогнуты, в зависимости от направления вращения вала.

4. Демпфер поп. 1, отлич а ю шийся тем, что охлаждающие ребра в поперечном сечении имеют прямоугольную, трапецеидальную или треугольную форму.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Житомирский В. К..Механические колебания и практика их устранения, М., 1966, нМашиностроение", с. 170171, рис. 82, в.

2. Патент ФРГ Г 1143679, кл. 47а 20 (F 06 F) от 1960 (прототип) .

880261

М Ф Ф

6/18 d д44 I 11 f

Составитель О. Давыдова

Редактор Н. Аристова Техред N. Рейвес

Корректор С. Шекмар

Подписное

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9766/33 Тираж 1009

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раувская наб,, д, 4/g