Система управления сцеплением транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.01 80 (21) 2863528/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5I) М Кл з

В 60 К 17/00

В 60 К 28/00

Гасударственный комнтет

Опубликовано 15.11.81. Бюллетень №42

Дата опубликования описания 25.11.81 (53) УДК 629.113-578 (088.8) Ilo делам нзобретеннй и открытий

А. И. Бобровник, В. H. Кондрат ев и С. Г. Кокни

1 (72) Авторы изобре гении

Белорусский институт механизации сельского хозяйства (7I ) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам управления сцеплением транспортного средства.

Известна система управления сцеплением тра нспортного средства, содержащая педаль выключения сцепления, кинематически связанную с подвижным элементом сцепления, следящий механизм, выполненный в виде управляемого клапанного распределителя, корпус которого посредством тяг связан с упомянутой педалью, а вход — с ресивером, пневмоусилитель, поршень которого посредством тяг связан с органом управления упомянутым распределителем, а выход последнего — с управляющей полостью пневмоусилителя, гидронасос, через крановое устройство связанный с гидробаком, первый предохранительный клапан, вход которого гидромагистралью соединен с выходом гидронасоса, гидромотор, выход которого связан с выходом первого предохранительного клапана и через параллельно соединенные фильтр и второй предохранительный клапан — с гидробаком, причем клапан упомянутого распределителя подпружи, нен относительно корпуса последнего, а орган управления распределителем выполнен в виде ступенчатого поршня для связи торца меньшей ступени последнего с упомянутым клапаном, а со стороны торца меньшей ступени в поршне выполнено глухое продольное отверстие (1). . Недостатком данной системы является возможность резкой передачи момента от двигателя к колесам, что вызывает срыв грунтозацепами колеса верхнего слоя почвы. Особенно это важно для плодородных тл почв, обрабатываемых сельскохозяйственными машинами.

Проведенные наблюдения за работой. машины показывают, что при работе такой сельхозмашины как разбрасывателя в тяжелых почвенных условиях, например, при подкормке озимых на переувлажненных почвах при недостаточных навыках в управлении машиной, например, когда продолжительность включения муфты сцепления меньше 1,5 из-за резких изменений поступательной скорости имеют место случаи срыва колесами опорной обрабатываемой поверхнос. ти вместе с корневой системой озимых.

880798

По данным Западной МИС даже ири постоянной рабочей скорости ири ее увели-. ценил, например разбрасывателя БИà — 2500A>

С 11 до 27 км/ч глубина колеи остается одинаковой и составляет 5,0 мм (на глубину грунтозацепа), а повреждаемость растений увеличивается с 1 до 14 /р и при урожайности участка 35,6 ц/га снижение ее по следу составляет соответственно (ири - указанных скоростях).0,6 ц/га и 8,7 ц/га.

Выходом из положения является плавное (о подведение крутящего момента к ведущим колесам.

Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения режима плавного включения сцепления.

Поставленная цель достигается тем,,что система снабжена гасителем гидравлического удара, вход которого связан с выходом гидронасоса, первый выход — — с входом гидромотора, и дополнительным органом управления клапаном упомянутого распределителя, выполненным в виде расположенного в упомянутом отверстии подпружинен. ного поршня со штоком для контакта последнего с клапаном распределителя, ири этом полость управления упомянутым органом управления клапанрм гидромагистралью связана со вторым выходом упомянутого гасителя.

Кроме того, гаситель гидравлического удара выполнен в виде цилиндрического корпуса, первого клапана, подпружиненного относительно входного отверстия, камеры, расположенной внутри корпуса, выход кото. рой связан со вторым выходным отверстием корпуса, второго клапана, расположенного внутри камеры и подпружиненного относительно входного отверстия последней, при этом в боковой стенке камеры выполнено дроссельное отверстие для связи полостей камеры и корпуса.

На фиг. 1 изображено транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 — схема системы управления сцеплением; на фиг. 3 — 4О гидравлическая часть схемы системы.

Транспортное средство включает шасси 1, содержащее двигатель 2, гидротрансформатор 3, муфту 4 сцепления с системой ее управления, коробку 5 передач с синхронным валом отбора мощности, бункер с гидроприводом транспортера 6, ведущие колеса 7, система управления сцеплением. включает педаль 8, соединенную с тягой 9 и рычагами 10, 11, 12 и 13 со следящим механизмом 14 и пневмоусилителем 15, шланги 16 о и 17 пневмосистемы и шланг 18 гидросистемы, подводящей масло под давлением к следящему механизму 14. Гидросистема включает бак 19, запорное устройство 20, насос 21, первый клапан 22 предохранительный, дроссельный гаситель 23 гидравлического удара, . гидромотор 24, фильтр со вторым предохранительным клапаном 25. Дроссельный гасиТаль содержит клапан 26, пружину 27, дрос-. сельные отверстия 28 и 29, шариковый кла.пан 30. Известный следящий механизм 14 включает кроме клапанов 31 и 32 (фиг. 3) дополнительный клапан 33 соответственно с пружинами 34, 35 и 36. Гlолость 37 следящего механизма постоянно находится под давлением воздуха, который подводится шлангом 16 (фиг. 2) от иневмосистемы транспортНого средства. Полость 38 соединена с камерой иневмоусилителя 15, полость 39 — с атмосферой. Дополнительная полость 40 связана шлангом с полостью 41 дроссельного гасителя 23 гидравлического удара. Интенсивность передачи крутящего момента от двигателя 2 через трансформатор 3, муфту 4 сцепления, коробку 5 передач к ведущим колесам 7 зависит от продолжительности выключения муфты 4 сцепления.

Управление муфтой сцепления осуществляется педалью 8, которая через тягу 9, рычаги !О и 11 соединена со следящим механизмом -14, связанным через рычаг 11 с механизмом выключения муфты. Камера пневмоусилителя 15 через рычаг 13 включена па- раллельно механическому приводу муфты сцепления. Наличие давления в пневмосистеме снижает усилие на педаль, необходимое для выключения сцепления. При отсутствии давления в полости 40 следящего механизма 14 управление сцеплением осугцествляется педалью при помощи механического привода выключения сцеплением, имеющего пневматический усилитель. Производительность насоса 21 гидросистемы, имеющего привод от синхронного вала отбора мощности, пропорциональна скорости движения транспортного средства. Масло из бака 19 через запорное устройство 20 направляется в гаситель 23 гидравлического удара и далее к гидромотору 24, связанному с оборудованием транспортного средства, например транспортером, и через фильтр с предохранительным клапаном 25 на слив. Система снабжена первым предохранительным клапаном 22.

Транспортное средство работает следующим образом.

При нажатии на педаль выключения сцепления усилие через тягу 9 и рычаги 10 и 11 передается на следящий механизм 14.

При этом клапан 32 перемещается влево и открывает клапан 31. Сжатый воздух из полости 37 через полость 38 и пневмошланг 17 поступает в пневмоусилитель 15 и включает сцепление. При снятии усилия с педали, т.е. при трогании машины, клапан 31 под действием пружины 34 закрывает дальнейший подвод сжатого воздуха.

Клапан 32 под действием пружины 35 перемещается вправо, и воздух, имеющийся в пневмокамере, поступает .в полость 38, далее в полость 39 и выходит в атмосферу.

При отсутствии давления в иневмосистеме сцепление можно выключить нажатием на

880798

У

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. «Сельское хозяйство Белоруссии», 1979< № 5, с. 25 (прототип). педаль, о днако усилие для выжима педали пус которого посредством тяг связан с упопот еб ется значительно больше. Так рабо- мянутой педалью, а вход — р р потре ует тает механизм пневмоусилителя при мед- яневмоусилитель, ор р ленном выключении сцепления. При быстром редством тяг связан с органом управлений выключения сцепления рабочая скорость упомянутым распределителем, а выход посмашины быстро возрастает. При этом произ- > леднего — с управляющей полостью пневводительность насоса 21 резко увеличивает- моусилителя, гидронасос, через крановое ние в гидросистеме возрастает. устройство связанный с гидробаком, первый

Происходит быстрое открытие клапана 26. предохранительныи клапан, д р авление в полости 41 через гидромагистралью соединен с выходом гидото выход которого свядроссельное отверстие 28 по трубопроводу ронасоса, гидромотор, вы передается в полость и пер

40 емещает кла- зан с выходом первого предохранительного пан 33 влево, преодолевая со р противленйе клапана и через параллельно соединенные

36. П и этом независимо от усилия фильтр и второй предохранительный клапружины . ри этом н е клапан помяна педали и по о ложения клапана 32, кла- пан — с гидробаком, прич м у по п жинен относипан пере

32 крывает полость 39, связанную нутого распределителя подпру и ган п авс атмосферои, и пр ф ", и дальнейшем перемеще- 1 тельно корпуса последнего, а ор у р нии своим штоком открывает крывает клапан 31. ления распределителем выполнен в виде стуВоздух из полости через пол

37 ость 38 опять пенчатого поршня для связи торца меньшей поступает в пневмокамеру и р каме и задерживает ступени последнего с упомянутым клапаном, или включает муфту сцепления. а со стороны торца меньшеи ступени в поршвыключение или в п о ольное отве стие, При этом величина крутящего момента; пе- не выполнено глухое пр д р едаваемого муфтои сцепления, и и

1 интенсив- 20 отличающаяся тем, что, с целью повышения ность разгона снижаются..ри рез о тся. Г1. и езком уве- эффективности путем обеспечения режима включения сцепления, она снабличении давления в полости 41 часть масла плавного включения сцепления, она снарез дроссельное жена гасителем гидравлического удара, вход отве стие 29. В случае быстрого уменьше- которого связан с выходом гидронасоса, перотверстие . случае ыс ния производительности насоса 21 кла- вый выход — с р р, пан 26 под действием пружины 27 переме- полнительным органом управления клапащается вправо, и полость зап

41 заполняется ном упомянутого распределителя, выполненмаслом через обратныи шар риковый. кла- ным в виде расположенного в упомянутом отверстии подпружиненного поршня со штопан 30.

П едложенное ст ойство позволяет полу-- ком для контакта последнего с клапаном чать регламентированную продолжитель- 30 распределителя, при эт . у р разгона транспортного средства для ния упомянутым органом управления клапаность р сельхоз абот, что приводит к снижению пов- ном гидромагистралью р связана со вторым ре ждаемрсти растений при разгоне, сниже- выходом упомянутого гасителя. нию динамических нагрузок в трансмиссии, лучшению продольной устойчивости транс- 2. Система по и. 1 отлачаю аяся тем, .Ч портного средства. Таким устройство . Т " твом целе- З что гаситель гидравлического удара выполб б овать транспортные сред- нен в виде цилиндрического корпуса, первосообразно о орудоват р аботаюшие на переувлажненных поч- го клапана, подпружиненного г относительно ства, ра отаюшие на р у ебольшой длине гона там, где тре- входного отверстия, р, р каме ы, асположенвах при не оль ко п са выход которой связан б ются и имеют место случаи изменения ско- нои внутри корпуса, уются со вторым выходным отверстием корпуса, р р . б остного режима раз расывателя. второго клапана, расположенного внутри камеры и подпружиненного относительно входФормула изобретения ного отверстии последней, при этом в боковой стенке камеры выполнено дроссельное

i. Система управления сце цепления транс- отверстие для связи полостей камеры и корпортного средства, содержащая педаль вы- 4 п са. ключения сцепления, кинематически связанную с подвижным элементом сцепления, следящий механизм, выполненный в. виде управляемого клапанного распределителя, кор880798

, 77 О

Составитель С. Белоусько

Редактор М. Дылын Техред А. Бойкас Корректор Е. Ро нко

Заказ 9830/26 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4