Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву № 785069 (22) Заявлено 26:12.?8 (21) 2705932/27-11 (51) М. Кл.

В 60 К 17/08

В 60 К 4! /00 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Государственный комвтет

СССР

Опубликовано 15.11.81. Бюллетень № 42 (53) УДК 629.113-585.! (088.8) по денем нзобретеннй и открытий

Дата опубликования. описания 25.11.81

Э

В. В. Зеленов, Г. Д. Чернышев, Б. Ф. 1ндейкин,.

Ю. И. Сенников; В. Н. Воронин и А. А, Лебедев (?2) Авторы изобретения (71) Заявитель

Ярославский моторный завод (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

В СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к механическим ступенчатым трансмиссиям с переключением передач под нагрузкой, а, именно к устройствам для переключения передач в указанных трансмиссиях, и может быть использовано, например, в транспортных средствах, агрегатируемых с сельскохозяйственными машинами.

По основному авт. св. № 785069 известно устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства, выполненное в виде корпуса с установленными каретками с вилками для переключения синхронизаторов коробки передач, связанными с рычагом управления переключения передач, и пневмораспределителя, выходы которого ссюбщены с соответствующими входами силовых цилиндров фрикционных муфт коробки передач. При этом устройство снабжено пневматическими клапанами с органами управления, входы кото-рых сообщены с ресивером, а выходы — c, соответствующими входами пневмораспреде° лителя, при этом вилки на каретках для пе. реключения синхронизаторов подпружине. ны с двух сторон относительно каретки и установлены подвижно в направлении рабо

2 чего хода кареток, а каретки выполнены с упорами, имеющими фигурные пазы для взаимодействия с органами управления пневмоклапанами !11.

Недостаток данного устройства состоит в том, что его конструкция не исключает ошибочного нарушения необходимой последовательности переключения передач, а нарушение этой последовательности влечет эа собой переключение синхронизатора под нагрузкой, что может привести к выходу его из строя. Вследствие этого от водителя требуется повышенное внимание, что затрудняет управление трансмиссией. Отсутствие каких-либо блокирующих средств, исключающих ошибку водителя при переключении передач, снижает надежность работы коробки передач.

Цель изобретения — повышение надежности и удобства управления путем исключе* ния возможности непоследовательного nepe= ключения .передач.

Поставленная цель достигается тем, что

М устройство для переключения передач в сту= пенчатой коробке передач транспортного средства снабжено механизмами блокиров= ки, выполненными в виде мембранных пнев=

880799

Формула изобретения

55 моцилиндров, штоки которых взаимосвязаны.с углублениями, выполненными на соответствующих упорах кареток, а управляющие полости пневмоцилиндров сообщены с соответствующими выходами пневмораспределителя.

На фиг. 1 показана схема прохождения силового потока в ступенчатой коробке передач, для которой предназначено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — устройство для переключения передач.

Ступенчатая коробка передач, для которой предназначено указанное устройство, имеет четыре параллельные кинематические цепи 1, 2, 3 и 4, которые соответствуют передачам. Первая и третья передачи обеспечиваются фрикционной муфтой 5 и синхронизатором 6 с зубчатыми муфтами 7 и 8.

Вторая и четвертая передачи включаются с помощью фрикционной муфты 9 и синхронизатора 10 с зубчатыми муфтами 11 и 12.

Фрикционные муфты в данном примере выполнены по типу обычных автотракторных сцеплений, т.е. нормально включенными.

Устройство для переключения передач содержит переключающий механизм с подвижными каретками 13 и 14, пневмораспределитель 15 с силовым цилиндром 16 и пневмоканалами 17 и 18 и механизмы 19 и 20 блокировки, выполненные в виде мембранных пневмоцилиндров. На каретках 13 и 14 жестко закреплены упоры 21 и 22. Правые части упоров имеют фигурные пазы 23 и 24 для взаимодействия через пневмоклапаны с пневмораспределителем 15, а на левых частях упоров выполнены углубления 25 и 26 для взаимодействия с механизмами 19 и 20 блокировки. На каретках установлены также подвижные в направлении хода кареток подпружиненные с двух сторон вилки 27 и 28 для переключения синхронизаторов 6 и 10.

Каретки имеют пазы 29 и 30, в которые попеременно входит конец рычага 31 управления.

Управляющая полость 32 механизма 19 блокировки сообщается с пневмоканалом 17 пневмораспределителя. Аналогично управляющая полость 33 механизма 20 блокировки соединена с пневмоканалом 18 пневмораспределителя.

Устройство работает следующим образом.

Управляющая полость 33 механизма 20 блокировки в исходном положении через пневмоканал 18 сообщается с источником давления. Стержень механизма 20 блокировки утоплен в углубление 26 подвижной каретки 14. Каретка !4 заблокирована, т.е. до тех пор пока не переключен пневмораспределитель, сдвинуть каретку 14 невозможно.

Таким образом, ошибочный переход со второй передачи на четвертую исключен. Ка5

ЗО

45 ретка 13 в это время разблокирована, т.е. ничто не мешает переходу на третью или первую передачи. Для перехода на третью передачу рычаг 31 управления переводят в яаз 29 каретки 13 и смещают ее вправо.

Вилка 27, перемещаясь вместе с кареткой, переключает синхронизатор 6, включая муфту 8 и выключая муфту 7. Переключение синхронизатора происходит без нагрузки, так как в это время фрикционная муфта 5 еще выключена. При дальнейшем ходе каретки 13 вправо ее фигурный паз 23 воздействует на управляющий элемент пневмоклапзна, подавая на пневмораспределитель команду на переключение фрикционных муфт. После снятия управляющего усилия с рычага управления, каретка 13 несколько отходит влево, но обратного переключения фрикционных муфт не происходит. Коробка передач работает на третьей передаче. При переходе со второй передачи на первую синхронизатор 6 не переключают (он уже стоит на первой передаче), а каретку 13 перемещают влево для подачи команды на пневмораспределитель для переключения фрикционных муфт. После перехода на третью передачу управления полость 33 механизма 20 блокировки через пневмоканал 18 сообщается с атмосферой и каретка 14 разблокируется. В то же время указанным образом осуществляется блокировка каретки 13, т.е. исключается в дальнейшем ошибочный переход с третьей передачи на первую (или с первой на третью).

3а счет того, что устройство для переключения передач снабжено блокировкой, исключена возможность непоследовательного переключения передач, что повышает надежность работы трансмиссии и удобство управления транспортным средством.

Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства по авт. св. № 785069, отличаюи4ееся тем, что, с целью повышения надежности и удобства управления путем исключения возможности непоследовательного переключения передач, оно снабжено механизмами блокировки, выполненными в виде мембранных пневмоцилиндров, штоки которых взаимосвязаны с углублениями, выполненными на соответствующих упорах кареток, а управляющие полости пневмоцилиндров сообщены с соответствующими выходами

-пневмораспределителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 785069, кл. В 60 К 1708, 03.11.78.

880799

U, Составитель С. Белоусько

Редактор М. Дылыи Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова

Заказ 9830/26 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4