Механизм управления муфтами раздаточной коробки транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сеюз Советских
Сецналнстическмх
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Задвлено 160379 (21)2736770/17-11 (!)М Кл.
В 60 К 20/02 с присоединением заявки 14о (23) Приоритет
Государственный комнтет
СССР но делам нзобретеннй н открытнй
Опубликовано 15,1181 Бюллетень 149 42 (53) УДК 629.11.014 (088. 8) Дата опубликования описания 15. 11. 81 (72) Авторы изобретения
О.A.Ñìèðíoâ, A.Ì,Ïðoëoìoâ и В.В.Конст (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский и и дорожного машиностроен ьного (54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУФТАМИ РАЗДАТОЧНОЙ
КОРОБКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к механизмам управления муфтами раздаточной коробки транспортного средства, преимущественно автомобильных кранов.
Известен механизм управления муфтами раздаточной коробки транспортно го средства, преимущественно автомо- бильного крана, содержащий пневмокамеры с толкателями, контактирующими с двуплечим рычагом с вилкой, закрепленной в корпусе, многодисковые муфты, размещенные на валу по обе стороны от двуплечего рычага и имеющие ведомые и ведущие диски, связанные с шестернями, установленными на валу, 15 упорные диски и подшипники, расположенные между дисками и двуплечим рычагом.
Недостатки данного механизма зак- 20 лючаются в сложной конструкции, большой трудоемкости изготовления из;эа значительного количества деталей и высокой стоимости, повышенного износа нажимной втулки и значительных усилий при включении муфт.
Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение надежности за счет уменьшения усилия включения муфт. 30
Указанная цель достигается тем, что на концах втулки двуплечего рычага установлены подшипники, а упорные диски выполнены со сферическими поверхностями и установлены на ведущем валу подвижно с воэможностью взаимодействий с указанными подшипниками.
На фиг.l представлен механизм включения муфт раздаточной коробкин на фиг.2 — разрез A-A на фиг.l.
Механизм содержит пневмокамеры 1 и 2, закрепленные на крышке 3 и соединенные с толкателями 4 и 5,которые перемещаются в отверстиях крышки 3.
Двуплечий рычаг б с вилкой установлен на оси 7, которая закреплена в корпусе 8 механизма. На вилке рычага б с помощью осей 9 и 10 установлены подпишники 11 и 12. Вал 13 вращается на подшипниках 14 и 15, расположенных в опорах 16 и 17. На валу по обеим сторонам рычага б на шлицах установлены ведущие диски 18 и 19 муфт, а также упорные диски 20 и 21 со сферическими поверхностями. Диски 18 и
19 муфт закреплены на шестернях 22 и
23, которые свободно вращаются относительно вала 13 на подшипниках 24, 25, 26 и 27. Осевые нагрузки, дейст- вующие на муфты, воспринимают упор880802 ные подшипники 28 и 29. Шестерни 22 и 23 постоянно вращаются, получая движение через систему шестерен раздаточной коробки от приводного двигателя крана. К валу 13 подсоединен какой-либо из крановых механизмов, например грузовая лебедка (не показано),. При включении одной из муфт воздух от пневмосистемы крана подается в пневмокамеру 2, и она перемещает толкатель 5 влево. Вместе с толкателем 5 влево перемещается и верхнее плечо рычага 6. При этом нижнее плечо рычага 6 и вилка с двумя подшипниками 11 и 12 двигаются вправо, перемещая упорный диск 21 до тех пор, пока внутренние и наружные диски одной из муфт не сожмутся. Ввиду наличия трения между дисками движение от шестерни 23 через диски передается на вал 13 и он вращается, например, по часовой стрелке со скоростью, рав- щ ной скорости вращения шестерни 23.
При включении указанной муфты пневмокамера 2 соединяется с атмосферой.
Толкатель 5 под действием пружины, расположенной в пневмокамере 2, перемещается вправо. Двуплечий рычаг б занимает вертикальное положение.
Упорный диск 21 перемеща еся дисками муфты влево и диски свободно относительно друг друга проворачиваются.
Шестерня 23 продолжает вращаться с прежней скоростью, а ведущий вал останавливается. При включении и выключении пневмокамеры 1 механизм рабо тает аналогично работе при включении и выключении пневмокамеры 2, только движение вала 13 направлено в противоположную сторону — против часовой стрелки. Наличие сферических поверхностей на упорных дисках 20 и 21 позволяет им иметь точечный контакт с ц» подшипниками 11 и 12, что дает возможность компенсировать неточность изготовления и сборки и обеспечить надежный контакт подшипников с шайбами. Малое количество деталей, небольшая величина перемещения упорных шайб 20 и 21 и применение двух радиальных подшипников, расположенных на
I вилке двуплечего рычага, обеспечивают высокую надежность механизма.
Предложенный механизм включения. муфт раздаточной коробки автомобильного крана может быть применен на автомобильных кранах КС-1562Б грузоподъемностью 5 т. Экономическая эффективность от внедрения предложенного механизма за счет упрощения конструкции, снижения стоимости и повышения надежности составляет на один кран 12 р, общий годовой эффект
12х950=11400 р. формула изобретения
Механизм управления муфтами раздаточной коробки транспортного средства, преимущественно автомобильного крана, содержащий пневмокамеры с толкателями, контактирующими с двуплечим рычагом с вилкой, закрепленной на оси в корпусе, многодисковые муфты, размещенные на валу по обе стороны от двуплечего рычага и имеющие ведомые и ведущие диски, связанные с шестернями, установленными на валу, упорные диски и подшипники, расположенные между упорными дисками и двуплечим рычагом, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности за счет уменьшения усилия включения муфт, на концах втулки двуплечего рычага установлены подшипники, а упорные диски выполнены со сферическими поверхностями и установлены на ведущем валу подвижно с возможностью взаимодействия с подшипниками °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Автомобильные краны КС-1562 и
Кс-1562А, Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1974, с. 35, рис. 19.
88 0802.
Тираж 735 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 9831/27
Филиал ППП Патент, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Н.Николаева
Редактор М.Дылын Техред Ж.Кастелевич Корректор H.Ûâûäêàÿ