Танкер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт, сеид-ву (22) Заявлено 22. 02.80 (2>) 2887341/27-11 (1)880870 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹ —
В 63 В 25/08
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 1511.81, Бюллетень No 42
Дата опубликования описания 15. 11. 81 (53) УДК 629.123. . 56:629. 12. .011.71.002. .54(088.8) (72) Авторы изобретения
И. A. Латман, М.Я. Стесель, В.М. Васильев и И. A. Молдавский
Проектно-конструкторское бюро Главного .управления речного флота при Совете МинистрЬВ-Украинской ССР (71) Заявитель (54 ) ТАНКЕР
Изобретение относится к судостро- ению, а именно к конструированию корпусов наливных судов.
Известен танкер, содержащий корпус с бортами и палубой (1j, Недостатки этого танкера заключаются в низкой проходимости, пожарной опасности и сложности очистки.
Цель изобретения — улучшение проходимости, пожарной безопасности и
10 упрощение очистки.
Поставленная цель достигается тем, что нижняя часть бортов выполнена эластичной, при этом корпус выполнен открытым со стороны днища. Кроме то- 1з
ro, танкер может быть снабжен подвижным днищем, установленным с возможностью вертикального перемещения относительно бортов.
Ф
На фиг. 1 представлен танкер,общий виду на фиг. 2 - разрез A-A на фиг.1, соответствующий первому варианту; на фиг. 3 - разрез А-A на фиг.1, соответствующий второму варна.н,ту.
Танкер для перевозки нефти содержит корпус 1, закрытый сверху палубой 2. На палубе 2 размещены надстройки 3 и трубопроводы 4 (фиг.1). ЗО
В первом варианте исполнения кор пус 1 представляет собой герметично соединенные с палубой 2 жесткие борта 5, нижняя часть 6 которых выполнена из эластичного материала, например резины.
Внизу корпус 1 выполнен открытым и его полость частично заполнена слоем воды 7. В полости корпуса под палубой 2 находится слой инертного газа 8, который обеспечивает плавучесть танкера в порожнем состоянии и его разгрузку, а также пожарную безопасность. Инертный газ 8 подлежит периодической (профилактической) замене. Во втором варианте исполнения корпус 1 представляет собой герметично соединенные с палубой 2 жесткие борта 5. При этом нижняя часть бортов 5 может быть выполнена из эластичного материала, например резины.
Корпус 1 по второму варианту снабжен днищем 9, выполненным в виде понтона, обеспечивающего судну плавучесть в порожнем состоянии, и установленным с воэможностью вертикального перемещения относительно бортов
5. Между днищем 9 и бортами 5 имеется зазор 10, благодаря чему полость кор880870 пуса 1 частично заполнена слоем 7 воды. Днище 9 связано с корпусом 1 при, помощи гибких или жестких связей (на фиг. не показаны).
Танкер работает следующим образом.
По трубопроводам 4 под. давлением подают нефть или нефтепродукты, в результате чего слой инертного газа располагается между палубой 2 и грузом. После погрузки танкера трубопроводы 4 перекрывают.
При движении нагруженного танкера борта 5 с нижними частями 6 увлекают слой .7 воды, который участвует в движении танкера. При этом под действием вязких сил окружающей морской воды часть слоя 7 воды затормаживается, причем в большей мере в тех участках слоя, которые непосредственно соприкасаются с водой акватории. Относительно бортов 5 и 6 скорость слоя 7 воды уменьшается по направлению от нижней части эластичного борта 6 к прослойкам, примыкающим к грузу. Высота бортов 5 и 6 выбирается таким образом, чтобы скорость слоя 7 воды относительно танкера у нижней поверхности груза равнялась нулю, т.е. чтобы относительно бортов
5 и 6 в этом месте вода была неподвижна.
При этом толщина слоя воды должна удовлетворять следующим требованиям:
a= K(V b8, )I) "))
Т
Мф где — толщина слоя воды;.
v — скорость танкера;
hg — высота волны;
4 — вязкость воды; — удельный вес груза
7 9 — удельный вес воды;
Т вЂ” осадка танкера.
Для того, чтобы уменьшить осадку танкера, что позволило бы использовать предлагаемое изобретение при эксплуатации танкера на менее глубоководных акваториях (реках,озерах) разработан второй вариант танкера, в котором необходимая толщина слоя
7 воды значительно уменьшена.
Нефть в танкер подают под давлением по трубопроводам 4.
Разгрузка танкера в обоих вариантах осуществляется через трубопроводы
4 после того как они открываются.При этом разгрузка начинается под действием имеющегося в полости корпуса
1 давления. По меРе выгрузки нефть в полости замещается водой, поддерживающей давление, необходимое для окончательного вытеснения нефти.После разгрузки трубопроводы 4 перекры10
Танкер по первому варианту используется при транспортировке нефти на глубоководных акваториях, где имеется воэможность удержания необходимой толщины слоя воды для изолирования
15 транспортируемой нефти, а танкер по второму варианту — на неглубоких водоемах.
Предлагаемый танкер позволяет избежать аварии в случае посадки танке20 ра на мель, рифа и т.д., улучшает проходимость за счет эластичных бортов.
Этот танкер можно также использовать при авариях на морских нефтер5 промыслах путем установки его над скважиной, из которой бьет неконтролируемый фонтан нефти. В этом случае нефть будет собираться в полости танкера и может быть либо откачена из танкера по мере его наполнения, либо транспортирована к месту назначения.
Формула изобретения
1. Танкер, содержащий корпус с бортами и палубой, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения прохОдимости, пожарной безопасности и упрощения очистки, нижняя
40 часть бортов выполнена эластичной, при этом корпус выполнен открытым:со стороны днища.
2. Танкер по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен под4 вижным днищем, устанОвленным с возможностью вертикального перемещения относительно бортов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе щ 1. Патент Великобритании.
М 1352895, кл. В 63 В 25/08, 1974 (прототип).
880870 фиа 1
Д-4
4-4
1Р фиг.2
Тираж 492 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Эаказ 9837/30
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
Составитель Б. Даньшин
Редактор И. Касарда Техред А.Савка Корректор М. Пожо