Устройство для доставки каротажного снаряда в скважину
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союэ Совечскни
Соцнаннсчнчесннк. Респубпнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СИИ ЕТЕЛЬСТВУ
<>881306 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 070180 (21) 2865912/22-03
z присоединением заявки ¹(23) ПриоритетОпубликовано 15.1181. Бюллетень Н9 42
Дата опубликования описания 15.1181 (g1} К„З
E 21 В 47/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (53} УДК622.233.
056(088 8) (72) Автор изобретения
Ю.Ф.Сергеев
Научно-производственное объединение иГео (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ КАРОТАЖНОГО СНАРЯДА
В СКВАЖИНУ
Изобретение относится к средствам для доставки геофизических приборов в скважину в тех случаях, когда каротажный снаряд не может быть введен в скважину под действием собственного веса.
Известен аппарат для передвижения в скважине (1).
Известно также устройство для доставки каротажного снаряда в скважину, содержащее две пары опор, механические тяги и возвратно-поступательный привод (2j .
Наличие дополнительного тросика в возвратно-поступательном приводе, который должен протягиваться по стволу скважины вместе с рабочим тросиком делает устройство ненадежным и снижает его проходимость, так как трение тросиков друг о друга и о стенку скважины приводит к потере эффекта самозаклинивания особенно при значительной длине скважины (усилие для сжатия пружины передается одновременно и на заклинивающиеся рычаги опор, вызывая их расклинивание).
Цель изобретения — повышение проходимости и надежности работы.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено связанными с каждой парой опор шарнирными подпружиненными рычагами и двумя электромагнитными муфтами, каждая из которых с помощью тяг связана с возвратно-поступательным приводом, причем одна иэ тяг каждой:пары опор имеет
10 упор, а шарнирный подпружиненны рычаг выполнен с возможностью продольного перемещения относительно этой тяги, при этом вторая тяга шарнирно связана с другим шарнирным подпружиненным рычагом.
На чертеже изображена схема устройства.
Устройство состоит из двух идентичных самозаклннивакщихся пар опор 1 и 2, соединенных между собой механизмом 3 возвратно-поступательных. движений.
Пара опор 1 образована фрикционными башмаками 4 и 5, которЫе шарнир.но соединены с шарнирными подпружиненными рычагами 6,7 и 8,9, причем внутри каждой пары рычагов размещены пружины 10 и 11, соэдакщие постоянный прижим башмаков к стенке скваЗО жины 12.
881306.Рычаг 13. с тягой 14, электромагнитной муфтой 15 и второй тягой 16 с упором 17 подсоединен к механизму
3, к этому же механизму посредством тяги-ползуна 18 подсоединен и рычаг 19 опоры 2. Рычаг 19 тягой 20, электромагнитной муфтой 21, тягой 22 с упором 23 соединен с проушиной 24, служащей для закрепления каротажного снаряда.
Устройство работает следующим об. разом.
При включении электропитания на механизм 3 возвратно-поступательного движения подается напряжение и на электромагнитные муфты 15 и 21, срабатыванию которых способствует меха i5 низм 3 через тяги 16 и 18. При замыкании якоря с сердечником электромагнитных муфт механизм возвратно-поступательных движений с помощью тяг-толкателей 16 и 18 подключается непосред-Щ ственно к рычагам 13 и 19, При взаимо . ном сближении тяг 16 и 18 происходит заклинивание опоры 1 и подтягивание к механизму опоры 2, при взаимном удалении тяг происходит заклинивание опоры 2 и продвижение опоры 1 по стволу скважины 12. При этом фрикционные башмаки опор обеспечивают надежный прижим их даже при значитель ной кавернозности скважины. Таким образом, при включенном источнике питания происходит самопродвижение опор по скважине и вместе с ними каротажного прибора или иного груза.
При отключении источника питания электромагнитные муфты разобщают 35 рычаг 13 от механизма 3 и проушину 24 от шарнира 19, при создании тягового усилия на проушину 24 усилие через тягу 22 с упором 23, башмаки опоры 2, отключенный механизм 3, тягу 16 с ф(} упором 17 передается на нижние шарнирные рычаги опор, создавая условия . для отвода фрикционных башмаков опор от стенок скважины и извлечения из скважины всего устройства в целом.
Повторный запуск привода может быть осуществлен в любом требуемом интервале при подключении электропитания на механизм 3 и электромагнитные муфты.
Таким образом, наличие в конструкции самозаклинивакщихся опор идентичных симметричных элементов как для работы в одном направлении, так и в другом создает условия для надежной и удобной эксплуатации устройства.
Экономический эффект от использования устройства для геофизического каротажа достигается за счет простоты изготовления, повышения проходимости и надежности работы, а также воэможности использования устройства для чистки трубопроводов и протягивания кабеля в трубах.
Формула изобретения
Устройство для доставки каротаж1 ного снаряда в скважину, содержащее две пары опор, механические тяги и возвратно-поступательный привод, о тли чающееся тем,что,c целью повышения проходимости и надежности работы, оно снабжено связанными с каждой парой опор шарнирными подпружиненными рычагами и двумя электромагнитными муфтами, каждая из которых с помощью тяг связана с возвратно-поступательным приводом, причем одна из тяг каждой пары опор имеет упор, а шарнирный подпружиненный рычаг выполнен с возможностью продольного перемещения относительно этой тяги, при этом вторая тяга шарнирно связана с другим шарнирным подпружиненным рычагом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Патент США М 3055637, кл. 254-29, опублик. 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 397633, кл. Е 21 В 47/00, 1971 (прототип).
881306 (5
f7 (б
2(Составитель В. Булыгин
Техред N.Påéâåñ Корректор М.Шаро@к
Редактор T.Ïàðôåíîâà
Подписное
Заказ 9903/52 Тираж 630
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4