Радиально-поршневой эксцентриковый насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
< i>881361 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 150280 (21) 2883504/25-06 (51)М. Кл.з с присоединением заявки Ио
F 04 8 1/04
Государственный комнтет
СССР яо дедам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет
Опубликовано 151181. Бюллетень Йо 42
Дата опубликования описания 151181 (53) УДК 621. 651 (088. 8} (72) Авторы изобретения
В.М.Иалахов и A.Н.Беломытцев (71) Заявитель
Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения (54} РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ
НАСОС
Изобретение относится к насосостроению, в частности к радиальнопоршневым эксцентриковым насосам.
Известен радиально-поршневой эксцентриковый насос, содержащий корпус
5 с коллекторами низкого и высокого давлений, герметизированными эластичными уплотнительйыми элементами, переднюю и заднюю крышки, установленные в корпусе с зазором и зафиксированные от осевого перемещения (1).
Однако в известном насосе колебания ротора, вызываемые циркуляционной нагрузкой и остаточной неуравновешенностью, передаются на корпус из-за 15 жесткого крепления его крышек, что приводит к вибрации насоса и снижению ресурса работы подшипников ротора.
Целью изобретения является повышение долговечности путем уменьшения 20 вибрации и обеспечения самоустановки корпуса.
Указанная цель достигается тем, что коллекторы выполнены. в виде кольцевых канавок, расположенных в зоне
25 сопряжения корпуса с соответствующими крышками, задняя крышка установлена относительно корпуса с возможностью радиального перемещения в пределах зазора, а ее фиксация от осевого переме.ЗО щения осуществляется при помощи стопорного кольца, установленного в канавке корпуса.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый насос, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1.
Радиально-поршневой эксцентриковый насос содержит ротор 1, установлен- ный на опорных подшипниках 2 и 3.
Ротор 1 состоит из приводного вала
4, на эксцентриковой шейке которого установлены два подшипника 5, скрепленные обоймой 6 ° Подшипник 2 установлен в передней крышке 7, а подшипник
3 — в задней крышке 8. Крышки 7 и 8 установлены в корпусе 9 по посадке с гарантированным зазором и задняя крышка 8 установлена относительно корпуса 9 с воэможностью ограниченного радиального перемещения в пределах указанного гарантированного з.бозора.
Передняя крышка 7 зафиксирована от осевого перемещения относительно корпуса 9 при помощи винтов 10, а задняя — при помощи стопорного кольца
11, установленного в канавке 12 корпуса 9. В аксиальных расточках корпуса 9 размещены всасывающий 13 и нагнетательный 14 клапаны, связанные при помощи каналов 15 и 16 с коллек881361 торами низкого 17 и высокого 18 давлений. Коллекторы 17 и 18 выполнены в виде кольцевых канавок и расположены в зоне сопряжения корпуса 9 с крыш- . ками 7 и 8 соответственно. Коллекторы
17 и 18 герметизированы эластичными ! уплотнительными элементами 19 и 20 соответственно, причем элементы 20, герметизирующие нагнетательный коллектор 18, снабжены защитными кольцами 21. Межклапанное пространство
22 при помощи канала 23 сообщено с рабочей камерой 24, образованной в поршневом блоке 25, включающем порш-, ни 26 и опорные башмаки 27, взаимодействующие с обоймой 6 ротора 1.
Насос работает следующим образом. 15
При вращении приводного вала 4 обойма 6 ротора 1 взаимодействует с опорными бащмаками 27 поршней 26, и последние совершают возвратно-поступательное движение в поршневых бло- Щ ках 25, что приводит к периодическо му увеличению и уменьшению объема рабочих камер 24. При увеличении объема рабочей камеры 24 жидкость из коллектора низкого давления 17 д по каналу 15 через всасывающий клапан 13 поступает в рабочую камеру
24, а при уменьшении объема последней жидкость поршнем 26 вытесняется из нее через нагнетательный клапан
14 и канал 16 в коллектор высокого давления 18, откуда направляется к потребителю. Поскольку крышка 8 имеет воэможность свободного радиального перемещения в пределах гарантированного зазора, между ней и корпусом,.9, а нагнетательный коллектор
18 выполнен в зоне сопряжения этой крышки с корпусом, при работе насоса под действием сил давления жидкости Р в коллекторе 18 происходит самоустановка корпуса 9 концентрично относительно крышки 8, и уплотнительные элементы 20 совместно с рабочей жидкостью в коллекторе .демпфируют колебания ротора 1, возникающие из-за циркуляционной нагрузки на подшипники 2 и 3 .от поршневых блоков 25.
Демпфирование колебаний ротора позволяет снизить вибрацию корпуса и тем самым повысить долговечность подшипников ротора, а, следовательно, и насоса в целом.
Формула, изобретения
Радиально-поршневой эксцентриковый насос, содержащий корпус с коллекторами низкого и высокого давлений, герметизированными эластичными уплотнительными элементами, переднюю и заднюю крышки, установленные в корпусе с зазором и зафиксированные от осевого перемещения, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьщения вибрации и обеспечения самоустановки корпуса, коллекторы выполнены в виде кольцевых канавок, расположенных в зоне сопряжения корпуса с соответствующими крышками, задняя крышка установлена относительно корпуса с воэможностью радиального перемещения в пределах зазора, а ее фиксация от осевого перемещения осуществляется при помощи стопорного кольца, установленного в канавке корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское. свидетельство СССР
Р 449170; кл. F 04 В 1/04, 1972.
881361
Заказ 9909/54 Тираж 715
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий"
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Срставитель B.Чашкин
Редактор О.Персиянцева Техред T. Маточка Корректор В.Бутяга