Самоконтрящееся резьбовое соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Г Р .т -Р т ттт
: Я л.-. -"" 2 (72) Авторы изобретеныя
Е.Н. Петров и В.В. Сапожников (7I) Заявятель (54) САМОКОНТРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Изобретение относится к машино строению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений.
Известно самоконтрящееся резьбовое соединение, содержащее установленный в корпусе резьбовой стержень с буртом и кольцевой канавкой у осно" вания бурта, при этом на корпусе со стороны его торца выполнен конический кольцевой выступ. При сборке соединения бурт реэьбового стержня взаимодействует с коническим кольцевым выступом корпуса„ который пластически деформируется и заполняет кольцеву» канавку стержня, обеспечивая самостопорение 1 ).
Недостаток известного соединения заключается в том, что при изготовлении корпуса из высокопрочного или хрупкого материала невозможно обеспечить сборку соединения, так как кольцевой выступ должен быть достаточно пластичен.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является самоконтрящееся реэъбовое соединение, содержащее установленный в корпусе резьбовой стержень с буртом и кольцевой канавкой у основания бурта, а также стопорный элемент с коническим кольцевым выступом. В этом устройстве стопорный элемент выполнен в виде втулки .с наружной резьбовой поверх10 иостъю, установленной в резьбовом ото верстии корпуса, при этом конический кольцевой выступ выполнен на выступевцеи конце втулки (2).
1$
Однако данное соединение обладает повышенными габаритами, так как для надежного крепления втулки с коническим выступом в корпусе необходимо по крайней, мере 3-5 витков резьбы. Кроме того, данная конструкция недостаточно технологична, так как сложно нарезать в корпусе из высокопрочного или хрупкого материала короткую резьбу большого диаметра.
881397
Целью изобретения является уменьшение габаритов соединения при изготовлении корпуса из непластичного материала и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что в, самоконтрящемся реэьбовом соединении, содержащем установленный в корпусе резьбовой стержень с буртом и кольцевой канавкой у основания бурта, а также зафиксированный относительно корпуса стопорный элемент с коническим кольцевым выступом„ стопорный элемент выполнен в виде шайбы, размещенной между буртом стержня и корпусом.
Кроме того, поверхность кольцевой канавки резьбового стержня выполнена рифленой.
На фиг. 1 изображен резьбовой стержень; на фиг. 2 — стопорная шайба, зафиксированная относительно корпуса; на фиг. 3 — самоконтрящееся резьбовое соединение в сборе.
Самоконтрящееся резьбовое соединение содержит установленный в корпусе 1 резьбовой стержень 2 с буртом 3, кольцевой канавкой 4 у основания бурта и резьбовым участком 5 на конце, а также стопорный элемент 6, выполненный в виде шайбы с коническим кольцевым выступом 7, зафиксированной относительно корпуса при помощи усика 8. При этом поверхность кольцевой канавки резьбового стержня выполнена с рифлениями 9.
При ввинчивании резьбойого стержня кольцевой конический выступ шайбы, взаимодействуя с буртом стержня, пластически деформируется и заполняет кольцевую канавку, при этом осуществляется самостопорение за счет сил трения между контактирующими поверх- . ностями и за счет завальцовки.
Выполнение кольцевой канавки рифленой обеспечивает повышение надежности соединения за счет дополнительного трения между стержнем и шайбой.
Выполнение стопорного элемента сменным в виде шайбы позволяет упростить
1о конструкцию и уменьшить габариты предлагаемого резьбового соединения.
Формула изобретения
1. Самоконтрящееся резьбовое соединение, содержащее установленный в корпусе резьбовой стержень с буртом
I и кольцевой канавкой у основания бур2О -та, а также зафиксированный относительно корпуса стопорный элемент с коническим кольцевым выступом,, о т — . л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов соединения
25 при изготовлении корпуса из непластичного материала и упрощения конструкции, стопорный элемент выполнен в виде шайбы, размещенной между буртом стержня и корпусом.
2. Соединение по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соединения, поверхность кольцевой канавки резьбового стержня выполнена рифленой.
Источники информации, 35 принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 429188, кл. F 16 В 39/28, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
N 617627, кл. F 16 В 39/28, 1976.
4О
881397
Риа3
Заказ 9913/56
Тираж 8б3 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул; Проектная, 4
Составитель Н. Пожидаева
Редактор О. Персиянцева Техред А. Ач Корректор С. Щомак