Опорно-упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Автор изобретения
В.С. Титов (7l) заявитель (54) ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно для турбомашин, роторы которых требуется фиксировать в радиальном направлении и компенсировать действующие на них переменные по величине и направлению усилия в осевом направлении.
По основному авт. св. 9 796503 известен опорно-упорный подшипник
IO скольжения; используемый преимущественно в турбомашинах для компенсации переменных по величине и направлению осевых усилий. Опорно-упорный подшипник скольжения содержит два пакета
13 упорных колодок, размещенных по обе стороны упорного диска ротора турбины в разгрузочных полостях, которые соединены с полостью нагнетания и с полостью слива, причем запорный элемент каждой разгрузочной полости соединен с пакетом упорных колодок, расположенных в противолежащей разгрузочной полости, а запорные оргачину нидза !2J JlèË llVJlul i M -асяс..э полнительные каналы 67 и 66 соответственно.
При возникновении осевой возмущающей нагрузки, воспринимаемой, па..л а ли 1 Л xmnnuuV тСГЪП/ЪттГЪтС 1 6 ны установлены так, что каналы, которые выполнены в корпусе и сообщают разгрузочные полости с полостью нагнетания,открыты в исходном положении f1).
Однако в известном опорно-упорном подшипнике скольжения, во-первых, из-за того, что полость нагнетания при отсутствии осевых усилий сообщена с разгрузочными полостями, вели-.. ки непроизводительные потери масла; во-вторых, регулирование разности давления масла в разгрузочных полостях по разные стороны от упорного диска недостаточно эффективно; в-третьих, во всасывающую полость происходит слив нагретого масла, про.— шедшего через масляный клин. Все это снижает долговечность подшипника.
Целью изобретения является повышение скорости регулирования разности давлений в разгрузочных полостях, а, в Конечном итоге, повьппение дол4lVL Cl JJJV QCI 9 б Я% Ь ll ii l б 4 °, М колодок 17, с той лишь разницей, что выбор зазора а в разгрузочной полости 13 происходит не эа счет упругой деформации пакета колодок, а за счет паппвчжин ннога полика 59 котоОый
881402
Фие.2 говечности опорно-упорного подшипника скольжения.
Указанная цель достигается тем, что в опорно-.упорном подшипнике скольжения каждый запорный элемент имеет полость, при этом полости запорных разгрузочной полости 12, а клапан 32 запорным элементом разгрузочной по-. лости 13.
Пакет 14 упорных колодок 16 содержит соединенные между собой полукольцо 33 с поводком и полукольцо 34, а
881402
Составитель В. Афонин
Редактор О,. Персиянцева Техред А. Ач
Корректор Н. Стец
Заказ 99l3/56
Тираж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советснии
Социвлистичесиик
Ресяттблии (ii) 881403 (61) Дополнительное к авт. саид-ву 11 270405 (22)Заявлено 19.12,79(21) 2855806/25-27 с присоединением заявки М (5l)M. Кл.
F 16 С 17/18
Ртвудвратвавыб камитвт
СССР ае двяеи изобретеии11. и атирытиН (23) Приоритет
Опубликовано 15.11.81- Бюллетень М 42
Дата опубликования описания 18. H .81 (53) УДК 621 ° .822.5(088.8) и
".1 .
1 т
Ю.А. Трофимов
«2,.
t -" 1 — ——
Ярославский ордена Ленина и .ордена Октябрьской Революции«:,; моторный завод (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в быстроходных машинах, например в турбокомпрессорах.
По основному авт. св. У 270405
5 известен подшипник скольжения, содержащий корпус, плавающую втулку и упорную втулку, которая .входит торцом в радиальное отверстие плавающей втулки и служит для предохранения последней от проворачивания и осевого перемещения (1 1.
Недостатком известного подшипника скольжения является сравнительно быстрый износ поверхностей плавающей и упорной втулок в местах их контакта. Это объясняется тем, что при наличии определенной величины обязательного зазора в посадке упорной втулки в отверстии плавающей втулки в процессе работы подшипника возни= кают вращательные колебания плавающей втулки, следствием которых являются значительные пульсирующие напряжения,,приводящие к износу контактирующих поверхностей.
Цель изобретения — повышение долговечности подшипника путем демпфирования вращательных колебаний плавающей втулки.
Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус, плавающую втулку и упорную втулку, которая. входит торцом в радиальное отверстие плавающей втулки, упорная втулка выполнена упругой.
На чертеже схематически изображен подшипник скольжения.
На корпусе 1 подшипника установлена плавающая втулка 2, Упорная втулка 3 одним концом закреплена в корпусе, а свободный ее конец размещен с зазором в радиальном отверстии 4 плавающей втулки 2. Для меньшего изнашивания поверхностей плавающей и упорной втулок в местах их контакта и,; демпфирования вращательных колебаний
881403
Формула изобретения
Составитель Б. Моисеева
Редактор О. Персиянцева Техред A. Корректор Н. Стец
Тираж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 9913/56
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4,плавающей втулки, упорная втулка выполнена упругой.
Благодаря пружинящим свойствам упругой втулки обеспечивается демпфирование вращательных колебаний плавающей втулки подшипника. Площадь же контакта в сопряжении втулок остается без изменения, . Таким образом, износ поверхностей втулок, вызываемый вращательными колебаниями плавающей втулки, практически сводится к нулю.
Подшипник скольжения па авт. св. № 270405, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем демпфирования вращательных колебаний втулки, упорная втулка выполнена упругой.
Источники информации, о принятые во внимание при зкспертизе
1. Авторское свидетельство
¹ 270405, кл. F 16 С 16/02, 1969.