Опорно-упорный подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

В.С. Титов (7l) заявитель (54) ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно для турбомашин, роторы которых требуется фиксировать в радиальном направлении и компенсировать действующие на них переменные по величине и направлению усилия в осевом направлении.

По основному авт. св. 9 796503 известен опорно-упорный подшипник

IO скольжения; используемый преимущественно в турбомашинах для компенсации переменных по величине и направлению осевых усилий. Опорно-упорный подшипник скольжения содержит два пакета

13 упорных колодок, размещенных по обе стороны упорного диска ротора турбины в разгрузочных полостях, которые соединены с полостью нагнетания и с полостью слива, причем запорный элемент каждой разгрузочной полости соединен с пакетом упорных колодок, расположенных в противолежащей разгрузочной полости, а запорные оргачину нидза !2J JlèË llVJlul i M -асяс..э полнительные каналы 67 и 66 соответственно.

При возникновении осевой возмущающей нагрузки, воспринимаемой, па..л а ли 1 Л xmnnuuV тСГЪП/ЪттГЪтС 1 6 ны установлены так, что каналы, которые выполнены в корпусе и сообщают разгрузочные полости с полостью нагнетания,открыты в исходном положении f1).

Однако в известном опорно-упорном подшипнике скольжения, во-первых, из-за того, что полость нагнетания при отсутствии осевых усилий сообщена с разгрузочными полостями, вели-.. ки непроизводительные потери масла; во-вторых, регулирование разности давления масла в разгрузочных полостях по разные стороны от упорного диска недостаточно эффективно; в-третьих, во всасывающую полость происходит слив нагретого масла, про.— шедшего через масляный клин. Все это снижает долговечность подшипника.

Целью изобретения является повышение скорости регулирования разности давлений в разгрузочных полостях, а, в Конечном итоге, повьппение дол4lVL Cl JJJV QCI 9 б Я% Ь ll ii l б 4 °, М колодок 17, с той лишь разницей, что выбор зазора а в разгрузочной полости 13 происходит не эа счет упругой деформации пакета колодок, а за счет паппвчжин ннога полика 59 котоОый

881402

Фие.2 говечности опорно-упорного подшипника скольжения.

Указанная цель достигается тем, что в опорно-.упорном подшипнике скольжения каждый запорный элемент имеет полость, при этом полости запорных разгрузочной полости 12, а клапан 32 запорным элементом разгрузочной по-. лости 13.

Пакет 14 упорных колодок 16 содержит соединенные между собой полукольцо 33 с поводком и полукольцо 34, а

881402

Составитель В. Афонин

Редактор О,. Персиянцева Техред А. Ач

Корректор Н. Стец

Заказ 99l3/56

Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советснии

Социвлистичесиик

Ресяттблии (ii) 881403 (61) Дополнительное к авт. саид-ву 11 270405 (22)Заявлено 19.12,79(21) 2855806/25-27 с присоединением заявки М (5l)M. Кл.

F 16 С 17/18

Ртвудвратвавыб камитвт

СССР ае двяеи изобретеии11. и атирытиН (23) Приоритет

Опубликовано 15.11.81- Бюллетень М 42

Дата опубликования описания 18. H .81 (53) УДК 621 ° .822.5(088.8) и

".1 .

1 т

Ю.А. Трофимов

«2,.

t -" 1 — ——

Ярославский ордена Ленина и .ордена Октябрьской Революции«:,; моторный завод (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в быстроходных машинах, например в турбокомпрессорах.

По основному авт. св. У 270405

5 известен подшипник скольжения, содержащий корпус, плавающую втулку и упорную втулку, которая .входит торцом в радиальное отверстие плавающей втулки и служит для предохранения последней от проворачивания и осевого перемещения (1 1.

Недостатком известного подшипника скольжения является сравнительно быстрый износ поверхностей плавающей и упорной втулок в местах их контакта. Это объясняется тем, что при наличии определенной величины обязательного зазора в посадке упорной втулки в отверстии плавающей втулки в процессе работы подшипника возни= кают вращательные колебания плавающей втулки, следствием которых являются значительные пульсирующие напряжения,,приводящие к износу контактирующих поверхностей.

Цель изобретения — повышение долговечности подшипника путем демпфирования вращательных колебаний плавающей втулки.

Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус, плавающую втулку и упорную втулку, которая. входит торцом в радиальное отверстие плавающей втулки, упорная втулка выполнена упругой.

На чертеже схематически изображен подшипник скольжения.

На корпусе 1 подшипника установлена плавающая втулка 2, Упорная втулка 3 одним концом закреплена в корпусе, а свободный ее конец размещен с зазором в радиальном отверстии 4 плавающей втулки 2. Для меньшего изнашивания поверхностей плавающей и упорной втулок в местах их контакта и,; демпфирования вращательных колебаний

881403

Формула изобретения

Составитель Б. Моисеева

Редактор О. Персиянцева Техред A. Корректор Н. Стец

Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9913/56

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4,плавающей втулки, упорная втулка выполнена упругой.

Благодаря пружинящим свойствам упругой втулки обеспечивается демпфирование вращательных колебаний плавающей втулки подшипника. Площадь же контакта в сопряжении втулок остается без изменения, . Таким образом, износ поверхностей втулок, вызываемый вращательными колебаниями плавающей втулки, практически сводится к нулю.

Подшипник скольжения па авт. св. № 270405, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем демпфирования вращательных колебаний втулки, упорная втулка выполнена упругой.

Источники информации, о принятые во внимание при зкспертизе

1. Авторское свидетельство

¹ 270405, кл. F 16 С 16/02, 1969.