Подвижное шлицевое соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.12.78 (21) 2724059/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l ) М. Кл.
F 16 D 3/06
Государственный комитет (53) УДК 621.825..8 (088.8) Опубликовано 15.11.81. Бюллетень № 42
Дата опубликования описания 25.11.81
Ilo делам изобретений и открытий
В. В. Макаров (72) Автор изобретения
Ульяновский дважды ордена Трудового Красйого -Знамени. автомобильный завод им. В. И. Ленина (71) Заявитель (54) ПОДВИЖНОЕ ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Изобретение относится к машиностроению н может быть использовано в качестве невыключаемых муфт, обеспечивающих осевые перемещения сочленяемых валов, например в сочленениях карданных валов транспортных средств.
Известно подвижное шлицевое соединение, содержащее втулку с внутренними шлицами, вилку, присоединенную к торцу втулки, вал с внутренней проточкой и наружнымн шлицами, размещенный во втулке, сальниковое уплотнение вала (1).
Недостатком известного соединения является недостаточная надежность и долговечность из-за проникновения загрязнений в шлицы через уплотнения. В процессе взаимных поступательных перемещений вала и втулки во внутренних полостях шлицевого соединения возникают разряжения, вследствие чего через сальниковые уплотнения происходит подсос загрязненного пылью воздуха.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности путем устранения загрязнений и износа шлицев.
Эта цель достигается за счет того, что устройство снабжено выполненной в виде
2 колена трубкой, один конец которой закреплен на торце по оси втулки.
На фнг. 1 представлено подвижное шлицевое соединение; на фиг. 2 и 3 — варианты выполнения трубок.
Подвижное шлицевое соединение (фиг. I) содержит втулку 1 с вилкой 2 и вал 3, имеющего шлицы 4, входящие в зацепление со шлицами 5 втулки 1. Вал 3 выполнен с проточкой 6. Вал 3 и втулка 1 образует полости 7 и 8. Полость 7 со стороны вилки 2 !
О закрыта заглушкой 9, в которую вставлена Г-образная выводная трубка 10, один торец которой расположен в полости 7, а . другой выведен к наружной поверхности втулки l. Полость вала 3 закрыта сальниковым уплотнением 11 н соединена отвер стием 12 в стенке полого вала 3 с полостью 6. При поступательных перемещениях вала и втулки разряжения, возникающие поочередно в полостях 7 и 8, уравниваются потоком воздуха через трубку 10. Вращение вала вызывает у наружного конца трубки
24 центробежный эффект, отбрасывающий плотные частицы (пыль и грязь), вместе с тем указанный эффект не препятствует поступлению воздуха.
1408
Формула изобретения фиГ,2 стиг.З
Составитель А; Тарновский
Редактор О. Персияннева Техред А. Бойкас Корректор H. Стен
Заказ 9915/57 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений н открытий
l l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., a. 4/5
Филиал ППП «Патент, r. Ужгород, ул.. Проектная, 4
88
Вытекающая из внутренних полостей 7 и 8 струя воздуха при сжатии дополнительно очищает наружное входное отверстие.
На фиг. 2 и 3 представлены варианты входных трубок, обеспечивающие очистку воздуха, при малых числах оборотов вала и его значительных перемещениях относительно втулки, что достигается постановкой заглушки 13 или резким изменением направления потока воздуха.
Установка трубки в центральной части торца втулки подвижного шлицевого соединения с расположением одного конца во внутренней полости втулки, а второго у наружной поверхности втулки, позволяет упростить конструкцию подвижного шлицевого соединения и снизить трудоемкость изготов,ления при высокой эффективности очистки воздуха от частиц пыли и грязи.
Подвижное шлицевое соединение, содержащее концентрично установленные втулку с глухим торцом со шлицами на внутренней по ерхности и вал со шлицами с внутренней осевой проточкой, а также сальниковое уп лотнение вала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы путем устранения загрязнений и износа шлицев, оно снабжено выполненной в виде коле10 на трубкои, один конец которой закреплен на торце по оси втулки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Малаховский Я. 3., Чудаков Е. А.
Атлас конструкций советских автомобилей
Ч. V. Кардан автомобиля ЗИС вЂ 1, «Машгиз,1964, с. 42.