Муфта предельного момента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз. Советских

Социалистических

Республик

ЬП ИСАНИ Е

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.02.80 (21) 2884395/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.э

F l6D700 ..

СССР

Опубликовано 15.11.81. Бюллетень ¹ 42

Дата опубликования описания 25.11.81 (53) УДК 621.825..6 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

В. А. Хозяев и Ф. С. Яцевич

-Институт торфа AH Белорусской CCP (7!) Заявитель (54) МУФТА ПРЕДЕЛЪНОГО МОМЕНТА

Государственный комятет (23) Приоритет—

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две подпружиненные друг к другу полумуфты, взаимодействующие через шарики (I).

Недостаток известной муфты — ударные нагрузки прн отключении.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является муфта предельного момента, содержащая закрепленное на валу водило с сателлитами и контактирующую с ними коронную шестерню !2).

Недостатком этой муфты является низкая надежность.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена .свободно установленной на валу солнечной шестерней с кулачками на торце и центробежными рычагами и контактирующей с ними подпружиненной по оси кулачковой полумуфтой с фиксаторами.

На фиг. показана-предлагаемая муфта, общий вид; на фиг. 2 — механизм вы2 ключения (в отключенном состоянии муфты); на фнг. 3 — кинематическая схема муфты.

Муфта состоит из ведущей полумуфты 1, выполненной в виде водила 2, в центре которой имеется шлицевой вал 3. Ступица ведущей полумуфты закреплена в подшипииковой опоре 4, которая жестко связана с ведомой полумуфтой 5. На водиле 2 установлены сателлиты 6, входящие в зацепление с коронной шестерней 7, выполненной на ведомой полумуфте 5, и с солнечной шестерней 8, свободно посаженной на вал 3. Солнечная шестерня 8 в торцовой части имеет кулачки — зубчатую полумуфту 9, взаимодействующую с кулачковой зубчатой полумуфтой 10 каретки Il, которая прижимается пружиной 12 и установлена на шлицы вала 3. Регулировка зацепления зубчатых полумуфт 9 и 10 осуществляется гайкой 13.

В торце солнечной шестерни 8 имеются кронштейны 14, на которых установлены центро20 бежные рычаги 15 на осях, имеющие кулачки !6, взаимодействующие с кареткой 11, и зацепы 7, взаимодействующие с фиксатором 18, прижимаемым пружиной 19 к

88!412 упору 20, а также ограничители хода 21 центробежных рычагов 15.

Кинематически муфта предельного момента представляет повышающий планетарный редуктор (мультипликатор) с центробежным механизмом выключения, причем с наибольшим окружным усилием на коронной шестерне и с наименьшим на солнечной шестерне, что достигается по возможности минимальным диаметром последней.

Это позволяет применять менее жесткую пружину, а следовательно, уменьшить размеры центробежных рычагов и всей муфты.

Муфта работает следующим образом.

При номинальной нагрузке на приводе машины водило 2 с сателлитами 6 застопорено относительно коронной и солнечной !з шестерен 7 и 8 силой прижатия пружины 12 зубчатых полумуфт 9 и !О. Центробежные рычаги 15 удерживаются фиксатором 18 в сложенном состоянии и вращаются синхронно с муфтой. Муфта работает как обычная

«жесткая» муфта. зо

В момент перегрузки ведомая полумуфта 5 резко тормозится или же совсем останавливается, при этом зубчатая полумуфта

10 каретки 11, преодолевая сопротивление пружины 12, выходит из зацепления с полумуфтой 9 солнечной шестерни 8. Одновременно упор 20 воздействует на фиксатор 18 и освобождает зацепы 1? центробежных рычагов 15. При этом ведущая полумуфта

l с водилом 2 начинает вращаться,в подшипниковой опоре 4, обкатывая сталлиты 6 по коронной шестерне 7, увеличивая частоту вращения освободившейся солнечной шестерни 8, а с ней — и частоту вращения центробежных рычагов 15, которые расходятся.

Воздействуя кулачками 16 на каретку 11, они отводят н надежно удерживают ее в крайнем положении, предотвращая зацепление зубчатых полумуфт 9 и 10. Ведущий и ведомый вал разобщен.

Для повторного включения муфты необходимо остановить ведущий вал. При этом частота вращения солнечной шестерни 8, а вместе с ней и центробежных рычагов 15, падает, уменьшается центробежная сила.

Под воздействием пружины 12 на каретку

11 последняя, надавливая на кулачки 16 центробежных рычагов 5, складывает их.

Зацепы !? захватываются фиксатором 18; а зубчатые полумуфты 9 и 10 входят в зацепление. Муфта включена.

Такое выполнение муфты позволяет полностью разъединить ведущий и ведомый валы в строго определенный момент перегрузки, независимо от частоты вращения, и автоматически их соединять при оста новке ведущего вала, что особенно важно при работе двигателя на разных режимах, например, двигателя трактора. а также снизить динамические нагрузки.

Формула изобретения

Муфта предельного момента, содержащая закрепленное на валу водило с сателлитами и контактирующую с ними коронную шестерню, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена свободно установленной на валу солнечной шестерней с кулачками на торце и центробежными рычагами и контактирующей с ними подпружиненной по оси кулачковой полумуфтой с фиксаторами.

Источня ки и нфор ма пни, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР № 271965, кл. F 16 D 13/52, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР № 666323, кл. F 16 D 7/00, !977 (прототип).

88!4 12

Составитель И. Япунов

Редактор О. Персиянцева Техред А. Бойкас Корректор Г Назарова

Заказ 9915/57 Тираж 4009 Подписное

BHHHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4