Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз, Советских
Социалистических
Республик
Ф г
-Ф (61) Дополнлтельное к авт. свид-ву— (5I) M. Кл.а (22) Заявлено 02.02.80 (21) 2881003/25-27
I с присоединением заявки №вЂ”
Р 16 D 43/22
Государственный комлтет (23) Приоритет—
СС,СР (53) УДК 621.825..6 (088.8) Опубликовано 15.11.81. Бюллетень № 42
Дата опубликования описания 25.11.81 во делам нзобретеннй и открытий (72) Автор изобретения
E. Д. Квашнин.(ДЯ
Ъ 3% !
Ф, /
Ордена Трудового Красного Знамени центра научно-исследовательский и проектный ийс строительных металлоконструкций (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через подпружиненные тела качения (1) ..
Недостаток данной муфты — — наличке ударных нагрузок.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, шарнирно закрепленные на них шток и гильзы, контак-. тирующие через пружины сжатия {2).
Недостатком известной муфты являются низкие эксплуатационные характеристики.
Цель изобретения — повышение эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что одна из полумуфт снабжена поворотными осями с кривошипами, каждый из которых шарнирно связан со штоком, и смонтированными на них зубчатыми колесами, а другая полумуфта выполнена в виде зубчатой обоймы, связанной с упомянутыми зубчатыми колесами.
Причем одна из полумуфт выполнена с центральным отверстием, а другая снабжена расположенным в нем штырем со сферической головкой.
Обе полумуфты могут быть смонтирова-. ны на одном валу, причем одна из них смон тирована на валу свободно, а другая жестко связана с ним.
На фиг. 1 изображена предохранительная муфта; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — кинематическая схема муфты;
f0 на фиг. 4 — вариант исполнения муфты на одном валу.
Предохранительная муфта содержит две полумуфты 1 и 2. Полумуфта 1 выполнена в виде обоймы 3 с внутренним зубьями, а на осях 4 жестко закреплены зубчатые ко леса 5, сцепленные с зубьями обоймы.
Оси 4 зубчатых колес Я на своих концах имеют жестко закрепленнйе кривошипы 6 и поворотно установлены в подшипниках 7, смонтированных на второй полумуфте, на которой шарнирно закреплены гильзы 8 с.
20 входящими в них штоками 9, концы которых шарнирно соединены с кривошипами 6.
В каждой гильзе 8 между ее дном и штоком 9 размещены пружины сжатия !О.
881 424
Для удобства центрирования соединяемых палов полумуфта I снабжена центральным штырем 11 со сферической головкой 12, входящей в ответное цилиндрическое отверстие 13, выполненное в полумуфте 2, Для исключения перекосов в зацеплении зубчатых колес обе полумуфты 1 и 2 могут быть смонтированы на одном валу 14 (фиг. 4), причем полумуфта 1 же"тко соединена с ведущим элементом кинематической цепи зубчатым колесом 15 и установлена на валу 14 свободно, а полумуфта 2 соединена с ним посредством шпонки 16.
Когда муфта не нагружена моментом штоки 9 под действием пружин 0 максимально выдвинуты из гильз 8 и расположены в радиальном направлении (фиг. 1, 2 и 4).
Любая из полумуфт.! и 2 может быть ведущей. На кинематической схеме . (фиг. 3) ведущей является полумуфта 2. Она передает крутящий момент в направлении, указанном на чертеже стрелкой (по ходу часов). При передаче крутящего момента полумуфта 2 воздействует на полумуфту 1 через зубчатые колеса 5, сцепленные с обоймой полумуфты 1, На зубчатые колеса 5 при этом действует реактивный момент, стремящийся повернуть их в направлении против часовой стрелки. Поворот зубчатых колес 5 происходит до тех пор, пока реактивный момент, воздействующий на них от зубьев обоймы 3, не уравновесится противоположным по направлению моментом от воздействия сжимаемых пружин 10 на штоки 9 и кривошипы 6. Муфта срабатывает, когда реактивный момент, воздействующий на зубчатые колеса 5, превысит момент от воздействия пружин 10, при этом ни муфта, ни привод не испытывают ударных нагрузок, а зубчатые колеса 5 катятся по внутренней стороне обоймы 3.
Штырь II со сферической головкой 12 облегчает центрирование валов, допуская некоторый перекос их.
Муфта может быть использована и на одном валу. В этом случае перекосы в зацеплении зубчатых колес с обоймой полностью устраняются, что уменьшает износ зубьев к-.лес 5 и обоймы. Работа муфты по такому в а рпанту происходит следующим образом.
Крутящий момент от ведущего звена кинематической цепи (зубчатое колесо 15) передается через жестко соединенную с ним полумуфту I и обойму 3 на зубчатые колеса 5, полумуфту 2 и вал 14, соединенные с полумуфтой 2 посредством шпо йи 16.
Формула изобретения
l. Предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, шарнирно закрепленные на них штоки и гильзы, контактирующие через пружины сжатия, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, одна из. полумуфт снабжена поворотными осями с кривошипами, каждый из которых шарнирно связан со
25 штоком, и смонтированными на них зубчатыми колесами, а другая полумуфта выполнена в виде зубчатой обоймы, связанной с упомянутыми зубчатыми колесами.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что одна из полумуфт выполнена с цейтральЗ0 ным отверстием, а другая снабжена расположенным в нем штырем со сферической головкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 2773370, кл. 64 — 29, 1956
2. Авторское свидетельство СССР № 445775, кл. I 16 D 43/22, 1972 (прототип).
88! 424
Составитель И. Яцунов
Редактор О. Г!ерсиянцева Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова
Заказ 9915 57 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4