Обмотка ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

А. Б. Шапиро, В. П. Чернявский и И. А. Кади-Оглы (71) Заявитель (8Ф) ОБМОЧ КА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известны обмотки ротора электричес- кой машины, в частности турбогенераторов, выполненные в виде полукатушек с параллельным жидкостным охлаждением, концы которых выведены за пределы лобовых частей в аксиальном направлении с размещением переходов от витка к витку верхних полукатушек- в тангенциаль ной зоне лобовых частей.

Для .осуществления жидкостного ох о лаждения каждой полукатушки на одну сторону ротора выведены начала и концы всех полукатушек, где они присоединяются к одному коллектору жидкости, например напорному, а на второй стороне . ротора лобовые части средних витков всех катушек удлинены аксиально за пределы лобовых частей остальных витков, где они присоединяются ко второму кол20 лектору жидкости, например спивному.

Недостатками этих обмоток являют ся наличие выводов и гидравлических соединений на второй стороне ротора; увеличенная аксиальная длина лобовых частей.

Бель изобретения - уменьшение аксиальных габаритов машины, Эта цель достигается тем, что все проводники нижних полукатушек в зоне аксиального вылета лобовых частей. ма- лых полукатушек на стороне нижнего вы« вода смещены к оси машины в радиальном направлении на высоту одного изолированного проводника.

Концы верхних полукатушек выведены за пределы лобовой части, как прямое продолжение первого и последнего проводников в пазу, а концы нижних полукатушек выведены со стороны, противоположной размешению первого и послед.него проводников в пазу, и вып6лнены перекрещивающимися.

Верхние и нижние полукатушки могут иметь противоположное направление намо™киф а электрическое последовательное соединение полукатушек каждого по эпоса осуше твлeно посредством поочеред-

8S1938 ного включения по одной полукатушке каждого слоя, полукатушки в котором также включены поочередно. в одном слое от меньшей к бо гьшей, а в другом от большей к меньшей.

На фиг. 1 йредставлен ротор со стороны соединений в зоне большего зуба, продольный разрез; на фиг. 2 - продольная электрическая схема обмотки одного полюса, В верхних полукатушках 1 (фиг. 1) уложено, например, по 3 витка, в нижних полукатушках 2 -. по два витка, Оба витка нижних полукатушек 2 отодвинуты на высоту одного изолированного проводника к оси машины.

Отвод к оси проводников нижних полукатушек может быть осушествлен не отгибом,,а другим способом, например спайкой двух проводников. В образовавшемся промежутке размещаются верхние выводы 3 нижних полукатушек. Верхняя . и нижняя полукатушки разделены изоляционным слоем 4. Все концы верхних катушек выводятся аксиагтьно за пределы лобовой части, как прямое продолжение первого и последнего проводников полукатушек в пазах, а концы нижних полукатушек первого и последнего проводников в пазах и выполнены перекрещивающимися.

Условно принято в обмотке полюса по четыре верхних и нижних полукатушек (фиг. 2). В каждой верхней полукатушке.по три, а в нижней по два витка. Возможно любое число полукатушек и витков в них. Верхние полу;катушки изображены утолщенными линиями, верхние выводы всех полукатушек - сплошными линиями, а их нижние выводы - пунк- тирными линиями соответствующей толщины.

В обмотке (фнг. 2) все концы верх-с них-,полукатушек выводятся аксиально беэ перекрестов, как прямое продолжение первого и последнего проводников в пазу, а концы нижних полукатушек выводятся с перекрестом на стороне, противоположной размешению первого и последнего проводников, 55 .и последнего проводников в пазу, а кон40

5

Последовательное электричесоке соединение полукатушек каждого полюса производится в следукицем порядке: первая нижняя, затем последняя верхняя, затем вторая нижняя, затем предпоследняя верхняя, затем третья нижняя и т. д., до последней нижней и кончая первой верхней, с выводами обмотки полюса от первых полукатушек, нижней и верхней, иэ которых одни, от нижней полукатушки, присоединяются к контактиому кольцу.

Формула изобретения

1. Обмотка .ротора электрической машины, в частности турбогенератора, выполненная в виде полукатушек с параллельным жидкостным охлаждением, концы которых выведены за пределы ло бовой части в аксиальном направлении, с размешением переходов от витка к витку верхних полукатушек в тангенциальной зоне лобовых частей, о т л ичающаяся тем, что, с целью уменьшения аксиальных габаритов машины, все проводнккн нижних полукатушек в зоне акснального вылета лобовых частей малых полукатушек на стороне нижнего вывода смещены к оси машины в радиальном направлении на высоту одного изолированного проводника.

2.Обмоткапоп. 1, отличающ а я с я тем, что концы верхних нолукатушек выведены за йределы лобовой части, как прямое продолжение первого шя нижних полукатушек выведены со стороны, противоположной размещению первого и последнего проводников в пазу, и выполнены перекрещивающимися.

3. Обмотка HO II 1, о T л H % II IO щ а я с я тем, что верхние и нижние полукатушки имеют противоположное направление намотки, а электрическое последовательное соединение полукатушек каждого полюса осуществлено посредством поочередного включения по одной полукатушке каждого слоя, полукатушки в котором также включены поочередно: в одном слое от меньшей к большей, а в другом - от большей к меньшей.

881938

КФ KQ Kt7 Ки д, t.2

ВНИИПИ Заказ 9993/83

Тираж 733 Попписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгороа,уп. Проектная,4