Способ охлаждения электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социвпистическик
Республик
«ii 881941 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлеио09.01 . 80 (21) 2866897(24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет(51)М. Кл.
Н 02 К 9/20
1Ьвударетееииы11 кемитвт
СССР ао делам иэебретеиий и открытий
Опубликовано 15.11.81. Бюллетень № 42 (53) lLK 621.313.. 713 (088.8) Дата опубликования описания 17,11.81 (72) Авторы изобретения ркас B. C. KpacHos я, E. М
Г, А. Волков и Н. И. Беляков, (7! ) Заявитель (54) СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электротех" нике и может быть использовано для охлажцения активных частей электрических машин, применяемых на транспортных средствах.
Одним из основных требований, предъявляемых к электротехническим устройствам, предназначенным для работы на транспортных средствах, является минимум весо-габаритных показателей. Снижение весо-габаритных покаt0 зателей электротехнических устройств обеспечивается путем интенсификации процесса охлаждения нагретых частей электротехнических устройств и, в частности, электрических машин.
Известен способ охлаждения электрической машины гетерогенной средой дисперсно-пленочной структуры, полученной при разбрызгивании испаряю20 щейся жидкости вращающимся ротором, .ее испарении на нагретых поверхностях и отводе пара из объема машины.
Этот способ подразумевает следующую последовательность операций: подают жидкость в полость электрической машины, перемешивают жидкость вращающимся ротором, разбрызгивают жидкость на нагретые поверхности и охлаждают нагретые поверхности (путем испарения жидкости) fll .
Недостатками этого способа, снижающими интенсивность охлаждения, являются отложения продуктов накипи и эрозии на поверхности теплообмена, и следовательно, возрастание терми" ческого сопротивления; нанесение жидкости на поверхность теплообмена лишь со стороны вращающегося ротора, что приводит к существенньк местным перегревам поверхностей теплообмена; гидромеханическое взаимодействие ротора и жидкости, вызывающее потери на трение, которые при повышенной частоте вращения ротора становятся соизмеримыми с мощностью машины.
Известен способ охлаждения элект-: рической машины, заключающийся в том, 881941 что в полость машины вводят одновременно в различных направлениях струи жидкости и газа, перемешивают их, омывают смесью жидкости и газа нагре« ,тые части машины и удаляют смесь из полости машины P2g.
Однако данный способ не обеспечивает необходимой степени охлаждения. Цель изобретения — повышение ох-лалдени. 10
Эта цель достигается тем, что в известном способе охлаждения электрической машины, струю газа вводят в направлении, пересекающем струю жиДкости, с обеспечением продува зц ц- 15 кости
При этом струя газа, продуваемая через слой жидкости, стремится вытолкнуть находящийся над ней столб жидкости, который под действием сил гравитации получает встречное струе газа перемещение. Таким образом в полости электрической машины организуется непроточный по жидкости динамический газо-жидкостный слой, при .котором имеет место взаимопроникновение вихрей жидкой и газообразной фаз; существенно увеличивается поверхность тецлообмена между газом и омывающей нагретые части машины жидкостыб, а также выравнивается температурное поле газо-жидкостной смеси. Увеличение поверхности раздела между жидкой и газовой фазами способствует сни- жению термического сопротивления на путы теплового потока, и процесс теплообмена между нагретой жидкостью и холодньи газом интенсифицируется.
Вместе с тем за счет равномерности температурного поля газо-жидкостной 40 смеси в полости машины интенсифицируэтся процесс теплообмена через слой смеси между нагретьип (лобовые части обмотки ) и холодньии (корпус, подшипниковые щиты) частями электрической машины, Кроме того, за счет продува жидкости газом создаются условия более интенсивного испарения наг.ретой жидкости с поверхности раздела фаэ в продуваемый газ, таким образом, 50 процесс теплообмена нагретых частей электрической машины интенсифицируется sa счет нагрева и удаления из полости продуваемого газа,. полного омывания поверхностей нагретых частей 55 жидкостью, а также за счет испарения части жидкости и удаления паро-газовой смеси иэ полости машины, На чертеже приведен вариант исполнения предлагаемой электрической машины с газо-жидкостным охлаждением.
Электрическая машина содержит корпус 1, закрытый с торцов подшипниKoBbMH щитами 2, В корпус 1 запрессован шихтованный пакет железа статора 3, в пазах которого уложена обмотка 4. Статорная перегородка 5 помещена в расточку железа статора 3 и образует совместно с подшипниковьии щитами 2, корпусом 1 и пакетами статора 3 замкнутую полость 6, в которой размещены лобовые части обмотки 4 статора. В полости 6 помещены перегородка 7, образующая канал 8, соединенный одним концом с нижней частью полости 6, а другим — с верхней. Система подачи газа (не показана) соединена с полостью машины 6 при помощи патрубка 9, содержащего перфорированный конец 10. Патрубок 11 соединяет полость электрической машины с системой подачи жидкости.
Охлаждение статора электрической машины осуществляется следующим образом.
Через патрубок 11 в полость 6 подают жидкость, частично заполняющую полость 6, а через патрубок 9 подают газ. Выходящие из перфораций 10 струи газа продуваются через жидкость, и в полости 6 организуется непроточный по жидкости динамический пенный слой.
"При омывании нагретых поверхностей (поверхность обмотки 4, повер:.ность железа статора 3) динамическим пенным слоем на теплообменную поверхность наносят тонкую жидкостную пленку, которая, в результате контакта с нагретой поверхностью, нагревается, С поверхности пленки в динамический пенный слой отрывают и оттесняют нагретую жидкость, а иэ объема динамического, слоя к теплообменной поверхности подают охлажденную жидкость, .Охлаждение жидкости в объеме динамического слоя осуществляют струями и пузырями холодного газа, а также путем контакта жидкости с холодными поверхностями корпуса и под шийниковых щитов. Тепловой поток от
Ю нагретых поверхностей электрической машины передается жидкости, а от неепотоку газа, корпусу и подшипниковый щитам. В случае использования испаряющейся жидкости с поверхности нагретой пленки жидкости, контактирующей с на88194
Формула изобретения гретой поверхностью электрической машины, испаряется часть жидкости, паровую фазу отводят из полости машины и таким образом дополнительно охлаждают жидкость. Удаление нагре" того газа (паро-газовой смеси) осуществляют через отверстие 12, выполненное в корпусе 1. Для предотвращения уноса капель жидкости канал 8 в зоне выходного отверстия 12 выполнен расширяющимся. Отсепарированная жид" кость по каналу 0 возвращается в нижнюю часть полости 6.
Применение способа охлаждения электрической машины путем подачи в полость электрической машины жидкости и продува через слой жидкости струй газа при его реализации обеспе1 .Ф чивает по сравнению с существующими способами охлаждения электрических машин повышенную интенсивность охлаждения за счет снижения термических сопротивлений от поверхностей нагретых частей к газо-жидкостной смеси, от нагретой газо-жидкостной смеси к холодным частям электрической машины и от холодной жидкости в смеси к газу в смеси, Кроме того, непре рывное взаимопроникновение вихрей при продуве газа через слой жидкости ве30 дет к снижению диффузионного сопротивления — испарение жидкой фазы происходит при пониженных температурах
1 6 поверхности нагретых частей электрической машины более интенсивно, чем в существующих способах и при этом обеспечивается удовлетворительное об" новление пленки жидкости на поверхности нагретой части, что препятствует образованию несмоченных участков по-. верхности, сопровождающихся местными перегревами и способствует интенсифн" кации охлаждения нагретых частей.
Способ охлаждения электрической машины, заключающийся в том, что в полость машины вводят одновременно в различйых напралениях струи . жидкости и газа„перемешивают их,омывают смесью жидкости и газа нагретые части машины и удаляют смесь из полости машин,:отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, струю газа вводят в направлении, пересекающем струю жидкости, с обеспечением продува жидкости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
У 559335, кл. Н 02 К 9/20, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 106721, кл. Н 02 К 9/20, 1954.
Составитель Л, Карцева
Редактор И. Хома Texpep N.Рейвес Корректор Г. Огар
Заказ 9993/83 Тираж 733 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
i)3035 Иосква Б-35> Раущская наб.+ л,4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4