Двухкоординатный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е „„88Ю45
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскмх
Соцмвлмстмческих
Республмк (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 04.05.78. (21) 2612143/24-07 (51) М. КЛ, 3 с присоединением заявки М—
H 02 К 41/02
9кудврстхавкнй комитет
СССР (23) Приоритет во девам кзабретеккй к открытий
Онубликоввно 15.11.81. Бюллетень №42
Дата опубликования описания 15. 11.81 (53) УД 1(621.313. .133.3 (088.8) В. И. Артеменко, B. Т. Беликов, А. Д. Ивлев, В. А. Мамзелев и B. И. Швец (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательский институт технологии криогенного машиностроения и Одесский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (7l) Заявители (54) ДВУХКООРДИНА НЫЙ ЗЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электротехнике, а именно к двухкоординатным электродвигателям, и может быть использовано в механизмах металлообрабатывающих станков, координатографов, графопостроителей и т. д.
Известен двухкоординатный электродвигатель, состоящий иэ неподвижного магнитопровода из чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью и о якоря с двумя системами вэаимноперпендикулярных обмоток, охватывающих зубцы полюсов, расположенных с противополож ных сторон неподвижного магнитопрово»
na(9.
Недостатком известного двигателя является наличие двух взаимноперпендикулярных систем чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью, расположенных на двух параллельных сторонах магнитопровода, а также разделение полю сов якоря каждой координаты. Такое выполнение двигателя усложняет его конструкцию.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является двухкоординатный электродвигатель, состоящий из неподвижного магнитопровода в виде плиты иэ чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью, и якоря, с двумя системами вэаимноперпендикулярных обмоток, охватывающих зубцы полюсов(2 .
Недостатком этого двигателя является повышенная сложность, обусловленная наличием двух взаимноперпендикулярных систем чередующихся полос с различной магнитной проницаемостью íà одной иэ поверхностей неподвижного магнитопровода.
Бель изобретения — улучшение конст- рукции двигателя.
Указанная цель достигается тем, что зубцы каждого полюса якоря выполнены с шагом, равным шагу полос неподвиж ного магнитопровода, и расположены относительно последних под углом 45 .
Такое выполнение двигателя позволяет обойтись одной системой чередующихся
881945
55 понос е различной магнитной проницаемостью, расположенной на неподвижном магнитопроводе, что существенно упрощает конструкцию двигателя, Ба фиг. 1 схемати но изображен дви-. га хель, Общий вид в плане с на Фиг. 2 . -екторы тяговых сил, создаваемых коор-динатна.-.мн системами двигателя. .Овухкоорд;."натыь;.. электродвигатель фнг, 1 ) состои >." нэ якОря 1, го в виде двух маг -::.;.Топроводов 2," 3, каждый из которых включает в себя полюса соответственно, 4, 5. н 6, 7, с
1 (Ъ пазами, длиной равной 2 L, расположенных под прямым углом apyr к другу и соединенных между собой ярмами 8, 9, на которых размещаются Обмотки воэбужЮення 10, 1(.„МаГннтопроводы 2, 3 расположены.под углом 90 друг к другу между собой и соединены ферромагнитноч пластиной 12. В пазах полюсов 4—
7 размещены якорные Обмотки 13 — ", 6, аналогичные сбмОткам двигателей посто
Янного тока. Питание ЯКОрных ОбмОтОк может Осуществляться через плоский электромеханический коллектор или с помощью п олупроводникового коммутатора, работыощего от датчиков положения„установленных на якоре.
Ке((одвижный магнитопровод представляет собой плиту 17„набранную иэ чередующ1г.(., я подОс 18; 1 9 разнОй магнит ной првницаемос(и (например,:гальных ( и ад(оминиевь(х) „. шириной ровной
Йдя создания магнитнОй це:.и и Обеспе* (ения рабо:..ь(двигателя ь- соотг. -ьетствии с поставленной целью(якорь pa(.: сложен
hr3g неподвижным магнитопроводом таким
Образом,, чтобы направления потоков Об.::о ("o" воз61(жГ. ;;виня якоря и подОО непОд:.. .i æ, Ого магннтопровода совпади.,(вп, алголь работает следующим Обра. н;:Орь перемещается по плите на воздушной BOpvime или на роликах в направпениях,, Определяемых результирующим усилием Г„.,-; создаваемым составляющиI
МИ ЭНЕКтромаГНИтНЫХ уендИй F, F f фи . 2 . жлникающих эа счет взаимодейс- ;.::.-;:мвгннткого поля обмотки возбу ж дан и я и пр ОВОдниками якорных Обмо ток, обтекаемых токами управлений, при этом работают только т участки элементов с обмоткамИ, которые находятся над ;частками неподвижна.о магнитопровода с высокой магнитной проводимостью (над стальными и Олосами ) 4
При принятых на фиг. 1 направлениях, токов силы, действующие на полюса, обозначены стрелками.
Усилия Г, Г4,Г5, F(, симметричны относительно центра масс якоря двигателя, что обеспечивает отсутствие параэитных поворотных моментов. При перемещении якоря ток в обмотках переключают таким образом, чтобы секции, находящиеся
10 против стальных полос неподвижного мвгнитопровода, всегда имели одно и тоже направление токов относительно магнитного потока возбуждения. Такая коммутация секций обеспечивает постоянное направление действия тяговых усилий и равномерное перемещение якоря.
Усилия S<, F, F» F(, можно изменить как по величине, так и по направлению действия, изменяя тем самым действие результирующей сиды, как по величине, так и по направлению (фиг, 2а, б, в„г, и д.). В результате якорь под действием такой силы перемещается по задаваемым траекториям. На фиг. 2а, 6, в, г и д показаны различные варианты действия составляющих сил, определяющих результирующую сиду и направление перемещения якоря двигателя под ее действием.
Регулирование скорости движения якоря двигателя можно осуществлять изменением потока возбуждения иди изменением величины тока в якорных обмотках. Реверс в двигателе осуществляется изменением направления токов в якорных обмот
35ках или переключением полярности напря"жения обмотки возбуждения.
Ф ормула изобретения
Йвухкоординатный электродвигатель, состоящий из неподвижнor 0 магнитопро.вода в виде плоской плиты из чередующих ся полос с различной магнитной проницае- мостью и якоря с двумя системами взаимоперпендикулярных обмоток, охватывающих зубцы полюсов, отличающийся тем, что с целью упрощения, зубцы каждого полюса якоря выполнены с шагом, равным шагу полос неподвижного магнитопровода и расположены относительно последних под углом 45 .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР № 504278, кл. Н 02 К 41/02, 1972.
2. Злектропривод и автоматизация про» мышленных установок, т, 6, Луценко В. Е.
Рубцов В. Г. Злектропривод с щаговыми двигателями, 1978, с. 30-32.
881945
FJ реЗ
Р рею
4Р3
Редактор М. Хома
Заказ 9993/83 Тираж 733 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москве, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород уа. Проектная 4
f pep а 0 . раз 2
E—
Fy! 2
Г
2Ч
i g Fpc3
Фиг 2 0
Составитель 3. Горник
Техред Т.Маточка Корректор О. Билак