Способ приготовления катализатора для пиролиза углеводородного сырья
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Рес нацбанк
ОПИСА.НИE
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К AIVOPCNOAhV СВ ТВЛЬСТВУ и1 882597 (61) Дополнительное к аат. саид-ву (22) Заявлено 25. 12. 79 (21) 2881470/23" 04 с присоединением заявкм ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 231181. Бюллетень ¹ 43
Дата опубликования описания 23. 11. 81 (51)М. Клз
В 01 J 37/02
В 01 J 23/22
G 07 С 4/06
Государетаеииый комитет
СССР по делан изобретеиий и открытий (53) УДК 66. 097.3 (088. 8) 1
С. В. Адельсон, Г. П. Крейнина, Н. II. Барабанов, Ф.Г. жагфаров,. И.И. Задко, И.А. Моч орина, Т.Н. Мухина, В.И. Никонов, Е.М. Рудык и С.П. Черных
t !
Московский ордена Трудового Красного Знамени институт нефтехимической н газовой промышленно<. ти-им .Ц.М. Губкина (72) Авторь! мзобретения
- (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА ДЛЯ ПИРОЛИЗА
ПРЯМОГОННСК О УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Изобретение относится к производству катализаторов для процесса пиролиза углеводородного сырья с целью получения ненасыщенных
5 углеводородов °
Известен способ приготовления катализатора ванадата калия на пемзе, заключающийся в осаждении ванадата калия иа измельченный и обработанный минеральной кислотой носи1О тель — пемзу. Ванадат калия раство.ряют в дистиллированной воде, в этот раствор загружают обработанную пемзу и при перемешивании до полного высыхания пемзы испаряют воду. Готовый катализатор содержиа пятиокись ванадия 13-25 мас.Ъ 1). .Недостатком этого способа является то, что полученный катализатор достаточно активен только при содер- 20 жанни больших количеств пятиокиси ванадия (13-25 мас.Ф). При пиролиЗе газового бензина максимальный выход этилена достигает по известному способу 38,9 мас.Ф.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ приготовления катализатора для пиролиза углеводородного сырья путем пропит- 30 ки прокаленного при 450-1400 С синтетического корунда водным раствором ванадата калия с последующей сушкой катализаторной массы при 120 С в течение 5 ч. Полученный катализатор активируют при 600-900 С путем пропускания через катализатор смеси легкого бензина и водяного пара в течение 3 ч. При этом. используют синтетический корунд следующего состава, вес.Ъ: окись кремния 0,5-2,5; окись железа 0,01-0,15;окись титана
0,01-0,25; окись магния 0,01-0,15; окись кальция 0,01-0,15у окись натрия 0,01-0.,15> окись калия 0,010,15; сК -окись алюминия остальное.
А полученный катализатор имеет состав, вес.В: ванадат калия 1,025,0; окись кремния 0,5-2,5; окись железа.0,01-0,15; окись титана
0,01-0,25; окись кальция 0,01-0,15; окись магния 0,01-0,15;окись калия ,01-0,15; окись натрия 0,01-0,15, окись алюминия остальное Г21.
Однако при содержании небольших ксйичеств ванадата калия (1-10 вес.%) катализатор обладает недостаточно высокой активностью, несмотря на предварительную активацию его. При
882597 пиролиэе прямогонного бензина выход этилена не превышает 35,4 мас.%. .".ель изобретения - получение катализатора с повышенной активностью.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу приготовления катализатора для пиролиэа углеводо родного сврья путем пропитки прокаленного синтетического корунда водным раствором ванадата калия с последующей сушкой катализаторной массы последнюю .прокаливают при температуре 750-900 С в течение 6-10 ч на возо, духе.
Предлагаемый способ по сравнению с известным обеспечивает повышение активности катализатора. A именно, выход этилена по сравнению с таковым для катализатора, полученного по известному способу, увеличивается на 4 абс.%, а суммарный выход ненасыщенных углеводородов на
5,4 абс.% при содержании активной массы. катализатора 1,3-5,5 вес.% и составляет 37,6-39,4 вес.% (по, этилену) и 57,6-61,2 вес.% (по сумме непредельных углеводородов)..
Для приготовления катализатора используют прокаленный при 760 С синтетический корунд следующего состава, вес..%: окись кремния 0,5-2,5 окись железа 0,01-0,15у окись титана 0,01-0,25; окись кальция 0 010,15; окись магния,0,01-0,15; окись калия 0,01-0,15; окись натрия 0,010,15; 4 -окись алюминия - остальное, и получают катализатор, содержащий
1,3-5,5 вес.% ванадата калия. Катализатор посла активации смесью легкого бензина и пара при 600-800 С испытывали в процессе каталитического пиролиза прямогонного бензина (45-163 С). Содержание ароматических углеводородов s бензине 7 вес.%
Пример 1. 17,6 г синтетического корунда состава, вес.% окись кремния 2,5; окись железа 0,15; окись титана 0,25; окись кальция 0,15; окись магния 0,15 окись калия 0,15; окись натрия 0,15; of-окись алюминия остальное, прокаливают при
750 С в муфельной печи s течение
6 ч. е
Навеску 3,5 г ванадата калия растворяют в 30 мл дистиллированной воды при 67 С (раствор,12%-ной концентрации). Затем вносят s полученный раствор навеску прокаленного корунда и выдерживают в растворе в течение
2 ч при 67 С. Затем катализатор отделяют от раствора, сушат и прокаливают. Сушку катализатора проводят при 90 С в течение 3 ч, последующее прокаливание - при 750 С в течение б ч.
Получают катализатор следующего состава, вес.%: ванадат калия 1,3; окись кремния 2,5; окись железа 0,15; окись титана 0,25; окись кальция
Ор15, окись магния 0,15 окись калия 0,15) окись натрия 0,15; y(окись алюминия остальное.
Пример 2. 49 г синтетического корунда прокаливают аналогично примеру 1.
15 Приготавливают 15%-ный водный раствор ванадата калия. Нагревают
82 мл полученного раствора до 67"С, вносят прокаленный корунд и выдер живают в растворе в течение 30 мин
Щ при постоянном перемешивании.Объем раствора поддерживают постоянным.
Пропитанный носитель отделяют от раствора, сушат в течение 3 ч при
90 С и прокалнвавт при 750 в течение 10 ч. Получают катализатор сле» дующего состава, вес.%: ванадат калия .2,9 окись кремния 2,4у окись железа 0,15; окись титана 0,25%; окись кальция 0,15; окись магния
0,15, окись калия 0,15 окись натЭ0 рия 0,15; о(-окись алюминия остальное.
П р и и е р 3. 26,2 r. синтетического коруида прокаливают при
760 С s муфельной печи в течение б ч.
Катализатор готовят аналогично примеру 1„ только для приготовления
5,2 г ванадата калия растворяют в
28,5 мл воды и прокаливание катализаторной массы проводят при 9009С в течение 10 ч.
4Q Получают катализатор аналогично примеру 1 состава, вес.%: ванадат калия 5,5; окись кремния 2,4; окись железа 0,15; окись титана 0,25; окись кальция 0,15; окись магния 0,15;, окись калия 0,15; окись натрия 0,15;
А-окись алюминия остальное.
Результаты сравнительных испытаний катализаторов, полученных известным и предложенным способом,приведены s таблице.
Испытания катализаторов проводили при следующих условиях; температура пиролиза 750 С, ббъемная скорость подачи сырья 2,5 ч . Подача водяного пара 25% от массы бензина, И продолжительность опытов 5 ч без регенерации катализатора.
882597
Содержа н ие активной массы (KV0 ) на носителе, вес.%
Способ населения активной массы
Режим прокалки
Сырье
Выход в расчете на сырье,вес.В
Темпера- Время,ч
ФС
Эти- Пропи Дивилен лен нил
Бензин
15,0
Известный
14,4
14,2
4,9
5, 8
3,0
1,3
33,2
37,6
То же
750
Предлагаемый
2 39,7 15,0 6,0
2,9
° I
5,4
41,0 .14,8
41,5 14,3
5,4
5,6
38,9 13,8
5,5
75 О
° 1
41 1 14 4 6 1
2,9.
900
416 14 1 55
10 и
Вакуумный газойль с температурой кипения 350-500 С
То же
6 27,4 12,4 5,1
10 291 118 5 0 и
Составитель T. Велослюдова
Текред М. Рейвес Корректор В. Бутяга
Редактор И. Юрковский
Тираж 570, Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Xt-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 10042/9
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4
Формула из обретения 30
Способ приготовления катализатора для пиролиза прямогонного углеводородного сырья путем пропитки прокаленного синтетического корунда водньве раствором ванадата калия с последующей сушкой каталнзаторной массы, отличающийся тем, что, с целью получения катализатора с повышенной активностью, после сушки
Без прокаливания 35,4 14,0 5,0 каталнзаторную массу прокаливают при
750-900 С в течение 2-10 ч на возду хе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 277743, кл. С 10 g 11/04, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
9 662138, кл. В 01 J 23/22, 1977 (прототип}.