Устройство кондиционирования воздуха в кабине транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советснми

Соцмапистмчвсиин

Респубпнк, ОПИСЛНИИ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕ,ПЬСТВУ

t»>882785 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 28. 03, 80 (21) 2903986/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 23. 11. 81 ° Бвллетень № 43

Дата опубликования описания 25.11.81 (51)Ч. Кд.

В 60 Н 3/00

9жударстеенный камитет

СССР по делам изобретений и аткрцтнй (5З}УДК 629.113..06: 628.8 (088.8) {72) Авторы изобретения

Е.И. Сухов, В.И. Вольных и 10.И. Сухов

- г

),4

Челябинский филиал Государственного союзн го научно . < . исследовательского тракторного института .;р (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНДИПИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к установкам искусственного климата, а именно к устройствам кондиционирования воздуха в салонах транспортных средств, в частности в кабинах тракторов.

Известны устройства кондиционирования воздуха, использующие холодильную установку компрессорного типа и включающие конденсатор, испаритель, дроссельное устройства, теплообменник, радиатор и компрессор jlj, В этих устройствах воздух для охлаждения и отопления кабины подается через теплообменник, в котором он. контактирует с охлаясцающей двигатель внутреннего сгорания рабочей средой для обогрева кабины, а эта рабочая среда подается непосредственно иэ рубашки охлаждения двигателя, при— .чем для снижения температуры воздуха рабочая среда до подачи ее в теплообменник охлаждается в испарителе хладоагентом компрессорной холодильной установки. Радиатор, связанный

2 трубопроводом с рубашкой охлаждения, двигателя, обеспечивает охлаждение последнего.

Устройства кондиционирования та- . кого типа компактны, но, потребляя часть мощности двигателя для обеспечения работы компрессорной холодильной установки, ухудшают мощностные и экономические показатели транспортного средства в целом.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство кондиционирования воздуха в кабине транспортного средства, содержащее последовательно соединенные испаритель и конденсатор, связанный с испарителем абсорбер, основной дроссельный клапан, установленный между испарителем и конденсатором, насосы для прокачки рабочей среды. Эти устройства содержат также теплообменник и генератор, а охлаждение и нагрев кабины в них осуществляется за счет утилизации отводимого от двигателя В .2

"0 тепла, обычно рассеиваемого в атмосферу.

В устройствах такого типа охлаждающая рабочая среда приносит тепло иэ рубашки двигателя в генератор замкнутой абсорбционной системы, нагревает хладоноситель, обеспечивает его циркуляцию в различных фазовых состояниях и получение при этом холода в испарителе. От испарителя .холод переносится охлаждающей двигатель рабочей средой в теплообменник, где снижает температуру воздуха, подаваемого через него в кабину.

Для отопления кабины охлаждающая двигатель рабочая среда подаетс.я в теплообменпик непосредственно из рубашки охлаждения двигателя. Охлаждение двигателя обеспечивает радиатор, связанный трубопроводами с рубашкой охлаждения I2) .

Однако в таких устройствах в испарителе процессы теплообмена гроисходят с тепловыми потерями, что снижает эффективность устройства, которое может использовать ограниченный параметрами двигателя температурный перепад. Кроме того, использование двух, заполненных разными рабочими средами систем значительно усложняет конструкцию устройства и его эксплуатаи.лю и ведет к увеличению габаритов устройг ства.

Цель изобретения — повышение эф-фективности работы устройства путем уменьшения потерь при утилизации отводимого от двигателя через рубаш= ку его охлаждения тепла.

Указанная цепь достигается тем, что испаритель, конденса op и G ýcорбер своими входами и выходами порознь сообщены с рубашкой охлаждения двига"теля с образованием замкнутых контуров циркуляции через них рабочей среды, а между абсорбером и рубашкой охлаждения двигателя установлен дополнительный дроссельный клапан. Кроме того, в качестве рабочей среды выбран раствор бромистого лития в метаноле.

На чертеже схематически изображено устройство кондиционирования воздуха.

Устройство представляет собой единую систему кондиционирования воздуха

И охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Для этого посредством трубопровода 1 рубашка охлаждения двигателя 2 связана с конденсатором 3. Ко1г16

pc>

:10 денсатор через дроссельный клапан 4 соединен с испарителем 5, а испаритель через трубопровод б — с абсорбером 7. Последний, в свою очередь, трубопроводом 8 соединен с рубашкой охлаждения двигателя через дополнительный дроссельный клапан 9, а другим трубопроводом 10 через насос 11 ccjeдинен,с рубашкой охлаждения двигателя.

Кроме того, рубашка охлаждения двигателя связана трубопроводом 12 через насос 13 с конденсатором. Одновременно испаритель связан через трубопровод 14 и клапан !5, а также трубопровод 16 и насос !7 с рубашкой охлаждения двпг; теня. Вентилятор 18 ус тановлеп против конденсатора и абсорбера.

Таким образом, Hiпаритсль, конденсатор и абсорбер .воими входамн и выходами каждый пороз1 ь сообщены с рубашкой охла:1дения двигателя с. образованием замкнутых контуров цирку— ляции через них рабочей среды.

Устройство заполнено рабочей средой,, в качестве которой применен раствор бромистого лития в метаноле.

При работе устзойства B режиме охлаждения кабины рабочая среда нагревается в рубашке 2 охлаждения двигателя и образует iiap, переходящий при прохождении конденсатор» :; жив;oe состояние. Конпснсaт через дроссельный клапан l. пост типе г и и н; ви.i ел; где испаря :. Г ., и(! лощая епло возду"

? B zlpо?:одяшc . I о чE pEз;:еi 0 в i абину.

Из испаригеля пар пост .. -ет в абсорбер 7,. Туда;,з i-,î0-:c>;tv z r . -: с1?с- з дополн! iт-еп н.п Й;восо -.;- -нп:й к:;-.апан 9 жилка я j>iiбо а я c;>c;i;: из убашки ох-ЛажДС ЫЯ ДВИi а; i .!С>-; „riiЯ: j!ЕСтЕ- ЕГП1Я абсорбции.

Тепло от абсорбера уносит поток воздуха, создаваемый вентилятором 18

Жидкость, аб..орбировавшая пар, откачивается насосом !1 в рубашку охлаждения длп а толя, частично обеспечивая его охлаждепяе, Режим охлаждения кабины регулируется и прекращается дроссельными клапанами 4 и 9.

Охлаждение двигателя постоянно осуществляется при прохождении пара рабочей среды через конденсатор 3, тепло от которого уносится потоком воздуха.от вентилятора 18.

Конденсат откачииается IIBcocoM

13 в рубашку охлаждения двигателя,,не нарушая работу устройства кондиционт1рования.

5 88

В режиме отопления воздух, обогревающий кабину, проходит через испаритеЛь, к которому из рубашки охлаждения двигателя подведена горячая рабочая смесь. Подача ее регулируется клапаном 15. Отдавшая тепло рабочая среда возвращается к двигателю с помощью насоса 17.

Объединение в одной системе уст- ройств кондиционирования воздуха и охлаждения двигателя внутреннего сгорания упрощает констукцию в целом и снижает ее габариты, устраняя радиатор и генератор и заменяя два теплообменника, хладоноситель-охлаждающая рабочая среда", и "охлаждающая рабочая среда — воздух" на один цикл — "охлаждающая смесь — воздух".

Уменьшение числа теплообменных процессов, протекающих с тепловыми сопротивлениями, позволяет полнее использовать температурный перепад двигателя, ограниченный его параметрами.

2785

23 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .

1. Патент Великобритании N 1377617, кл. F4V, 1974.

2. Патент Франции Р 2152185, зо кл. В 60 Н 3/00, 1976(прототип).

Формула изобретения

ВНИИПИ Заказ 10067/18 Тираж 735 Подписное

Филиал ППП "Патент",, r. Ужгород,ул, Проектная,4

1. Устройство кондиционирования воздуха в кабине транспортного средства, содержащее последовательно соединенные испаритель и конденсатор, связанный с испарителем абсорбер, основной дроссельный клапан, установленный между испарителем и конденсатором, насосы для прокачки рабочей среды, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности рабсты путем

36 уменьшения потерь при утилизации отводимого от двигателя через рубашку его охлаждения тепла, испаритель, конденсатор и абсорбер своими входами и выходами порознь сообщены с рубашкой

fS охлаждения двигателя, образуя замкнутые контуры циркуляции рабочей среды, а между абсорбером и рубашкой охлаждения двигателя установлен дополнительный дроссельный клапан.

И 2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю .щ е е с я тем, что в качестве рабочей среды выбран раствор бромистого лития в метаноле.