Система охлаждения судового двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Ф
Г
/ —. с.- а г
Ф л (6f) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 28.01.80 (21) 2896755/27-11 (51) М. Кл.э
В 63 3 2/12
В 60 К 11 02
F 01 Р 3/20 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Гасударственный каматет (53) УДК 629.12..06 (088.8) Опубликовано. 23.11.81; Бюллетень № 43
Дата опубликования описания 28,11.81 до делам вэобретений и вткрытнй
Д. Е. Алексеев, А. А. Кохан, Ф. Л. Скопина,, В. А. Смирйов; — -.----=
Л. Н. Соболев и В. Р. Титов
I (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) СИСТЕМА ОХЛА)КДЕНИЯ СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к судостроению, в частности к системе охлаждения судового| преимущественно дизельного, двигателя.
Известна система охлаждения судового двигателя, преимущественно дизельного, содержащая насос забортной воды с приводом и приемным и сливным грубопроводами, выход которого связан через поверхностный теплообменник с регулятором температуры с охлаждаемым двигателем !1!.
Однако данная система имеет недостаточную надежность и невысокие эксплуатационные качества двигателя.
Цель изобретения — повыщение надежности и эксплуатационных качеств двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что система снабжена водоструйным эжектором, испарительной емкостью с распылителем, дополнительным насосом с запорным клапаном, вход которого подключен к сливному трубопроводу системы охлаждения, а выход .дополнительного насоса через запорный . клапан соединен с распылителем, причем испарительная емкость установлена на верхнем конце приемного трубопровода н под2 ключена к полости всасывания водоструйного эжектора, а последний имеет к. апан рабочей воды, который подключен к регулятору температуры.
Кроме того, система может быть снабе жена двухпозицнонной заслонкой, корректирующим устройством и датчиком разрежения, установленным в испарительной емкости, причем корректирующее устройство подключено к запорному клапану, к приводу дополнительного насоса и к двухпозициlO онной заслонке, установленной в тракте сливного трубопровода.
На чертеже схематически изображена предлагаемая система охлаждения, Система содержит насос забортной воды, приемный трубопровод 2 с испарительт% ной емкостью 3, внутри которой расположен распылитель 4, дополнительный насос 5, поверхностный теплообменник 6 двигателя
7. Насос 5 соединен со сливным трубопро водом 8 с двухпозиционной заслонкой 9,трубопроводом 10 и с распылителем 4 — трубопроводом !1 с запорным клапаном !2. К теплообменнику 6 подведены трубы 13 и 14.
На последней установлен регулятор 15 тем882833 пературы охлаждающей воды, связанный с клапаном 16 подачи рабочей воды к эжектору 17. В емкости 3 установлен !8 датчик разрежения, а в трубопроводе 2 — датчик
19 температуры забортной воды, которые подключены к корректирующему устройству 20, связанному с клапаном 12, заслонкой 9 и приводом 21 наеоса 5. Вода к насосу от трубопровода 2 подведена через патрубок 22.
Система охлаждения работает следующим образом.
При работе двигателя 7 забортная вода по трубопроводу 2 и патрубку 22 поступает к насосу 1 и подается им в теплообменник 6 для охлаждения циркулирующей в двигателе? воды. При этом насос, эжектор 17 выключены, клапаны 12 и 16 закрыты, заслонка 9 установлена в положение максимального проходного сечения, уровень воды в трубопроводе 2 — иа уровне ватерлинии. При повышении температуры воды, поступающей по трубе 14 на охлаждение двигателя
7 до заданной величины, под воздействием регулятора 5 открывается клапан 16 и включается эжектор 17. В результате давление среды в емкости 3 падает (разрежение увеличивается), уровень воды в трубопроводе
2 поднимается от уровня ватерлинии вверх, Формула изобретения
При достижении разрежения величины, при которой температура насыщения в емкости 3 становится меньше температуры забортной воды, под воздействием устройства
20 открывается клапан 12, запускается насос 5, заслонка 9 переводится в положение меньшего проходного сечения и в емкость
3 подается распыленная подогретая в теп лообменнике 6 до температуры выше температуры насыщения забортная вода. Так как полость емкости 3 йаходится выше ватерлинии на десять и.более метров, то емкость 3 никогда не заполняется водой, что обеспечивает нормальную работу емкости испарителя холодильной машины. Распыленная вода в емкости 3 охлаждается за счет самоиспарения до температуры насыщения, меньшей температуры забортной воды, и самотеком по трубе 2 поступает к патрубку 22, смешивается с забортной водой и вновь подается в теплообменник 6, В результате повышается интенсивность охлаждения двигателя 7 и температура воды в трубе 14 сни. жается. Под воздействием регулятора 15 клапан 16 закрывается, эжектор 17 выводится из действия, после чего повышается 0
Зо
4 давление в емкости 3 и под воздействием устройства 20 насос 5, клапан 12 и заслонка 9 приводятся в исходное положение.
Положительный эффект изобретения заключается в том, что при повышенных как нагрузках двигателя, так и температурах забортной воды, за счет работы дополнительного насоса и расширительной емкости в качестве холодильной машины, обеспечивается интенсивное охлаждение двигателя, что позволяет использовать двигатель на номинальной мощности при нерасчетных высоких температурах забортной воды и исключить опасность перегрева двигателя и в общем повысить надежность и эксплуатационные качества двигателя.
1. Система охлаждения судового двигателя, преимущественно дизельного, содержащая насос забортной воды с приводом и приемным и сливным трубопроводами, выход которого связан через поверхностный теплообменик с регулятором температуры с охлаждаемым двигателем, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационных качеств двигателя, система снабжена водоструйным эжектором, испарительной емкостью с распылителем, дополнительным насосом с запорным клапаном, вход которого подключен к сливному трубопроводу системы охлаждения, а выход дополнительного насоса через запорный клапан соединен с распылителем, причем испарительная емкость установлена на верхнем конце трубопровода и подключена к полости всасывания водоструйного эжектора, а последний имеет клапан рабочей воды, который подключен к регулятору температуры, 2. Система по, п. l, отличающаяся тем, что она снабжена двухпозиционной заслонкой, корректирующим устройством и датчиком разрежения, установленным в иснарнтельной емкости, причем корректирующее устройство подключено к запорному клапану, к .приводу дополнительного насоса и к двухпозиционной заслонке, установленной в тракте сливного трубопровода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Овчинников И. Н. Судовые системы и трубопроводы. Л., «Судостроение», 1976, с. 150.
682833
Составитель О. Васильева
Редактор А. Шишкина Техред А. Бойкас Корректор О. Билак
Заказ ИЮ76/2I Тираж 92 . Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I l3035; Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4(5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4