@ -(1-метил-2,2-гемдихлорциклопропил)- @ - хлорэтилфенилсульфид в качестве противозадирной и противоизносной присадки к смазочным маслам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистическии

Рест1ублии

<и>883024 (61) Дополнительное к авт. свиа-ву(22) Заявлено 05. 03. 80 (2I )2890212/23-04 (53 ) M. Ka. с присоедянениеат заявки М(23)ПриорнтетС 07 С 149/34

С 10 M 1/42

Гоеударстюный кемитет

СССР по делам «аобретаняй и втлрытнй

Опубликовано 23.11.81, Бюллетень М 43 (53) Д,К547.579.1 (088.8) Дата опубликования описания 23.11.81

А,И. Гулиев, В.А Мустафаев, А.Н. Лемешев

Ю.С. Арустамян и П.P. Мустафаева

° 4

: l: Ф ь .:.: -,.;:,.....с

Институт хпорорганического синтеза АН Азербайджанской ССР

ЩР

I (72) AB Yopbl изобретения (71) Заявитель

P" (1-МЕТИЛ-2,2-ГЕМДИХЛОРЦЙКЛОПРОПИЛ)"8 "ХЛОРЗТИЛФЕНИЛСУЛЬФИД В КАЧЕСТВЕ

ПРОТИВОЗАДИРНОЙ И ПРОТИВОИЗНОСНОЙ

ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ

Изобретение относится к новому соединению-а-(1-метил-2,2-гемдихлорциклопропил}-8-хлорэтилфенилсупьфиду формулы

О 5

s -сн;сн н

Г

Р з которое обладает противозадирными и . противоиэносными свойствами и может поэтоМу найти применение в качестве присадки к смазочным маслам.

Известны соединения из класса

15 серусодержащих соединений, например этилен-бис-изопропилксантогенат, который используется в качестве противоиэносной и ротивоэадирной присадки к смазочным маслам (присадка ЛЗ-23К)

С13 °

К недостатку известной промышленной присадки относятся сравнительно невысокие противозадирные и :ротивоизносные свойства смазочных масел при ее введении в состав масел, так как критическая нагрузка равна 150 кг, а диаметр пятна износа 0,73 мм.

Целью изобретения являет=я расширение арсенала присадок к смазочным маслам, которые бы обладали высокими противозадирными и противоизносными с:-.-ойст вами .

Поставленная цель достигается новым соединением формулы 1, которое обладает высокими противоэадирными и противоиэносными свойствами (критическая нагрузка 195 кг, диаметр пятна износа 0,83 мм) и может поэтому найти применение в качестве присадки к смазочным маслам.

Новое соединение формулы Г получают взаимодействием фенилсульфенхлорида с 2,2-гемдихлор-1-метил-1-винилциклопропаном в четыреххлористом .углее роде при - 10 С. Соотношения исходных

88302

Нагрузка на шары, кг

dip пятна износа, мм

Масло ВМ - Ъ Масло ВМ- 1+

+ 53 ЛЗ - 23К + 53 соединения I

Масло ВМ - 1

0,38

0,44

0,40

0,43

0,43

0,45

1,25 t 45с

0,48

0,47

120

О 5

О 58

0,73 >4 с

Заедайие

Заедание

150

180

0,59

0,83 е 2с

195

Иэ таблицы следует, что противоэадирные свойства новой присадки улуч- з шены по сравнению с известной промышленной - критическая нагрузка увеличивается от 150 кг до 195 кг. формула изобретения реагентов эквимолярные. Выход при этом соответствует 90-953 (по теории).

Для иллюстрации предлагаемого способа, приводятся примеры получения соединения формулы I и испытания его в качестве противоизносной и противозадирной присадки к смазочным маслам.

П р и м -е р 1. Получение P"(1-метил-2,2-гемдихлорциклогропил)-8-хлорэтилфенилсульфида. 16

Раствор 0,72 r (5 ммоль) фенилсульфенхлорида в 20 мл четыреххлористого углерода охлаждают до -10 С и при перемешивании по каплям прибавляют

0,76 г (5 ммоль) 1-метил-2,,2-гем-ди- is хлорвинилциклопропана в 10 мл СС1ь до полного обесцвечивания реакционной массы. Затем реакционную смесь промывают насыщенным раствором карбоната натрия, затем водой и сушат над М93Ц . 2в

После отгонки растворителя и перегонки и под вакуумом получают 1,4 r ,соединения I. Выход 95 от теории.

Т; кип. 140 С (2 мм рт.ст.), п 1,4783.

Новое соединение, полученное по 2s примеру 1, вводили в смазочное масло

ВИ-1 в количестве 54.

4

Испытание полученного состава проводилось на четырехшариковой трибометре MT-4 на стальных шарах марки

ШХ- t5, диаметром 12,7 мм на воздухе, при комнатной температуре. Скорость скольжения составляля 0,23 м/с (600 об/мин). Опыты начинались при минимальной нагрузке 60 кг. При пере" ходе к следующему опыту нагрузка повышалась на 7,5. кг. Каждый опыт прово" дился при постоянной нагрузке на шарах с обновленной поверхностью в присутствии свежей порции смазочной coe" ды в течение 60 с. Испытание заканчивалось при достижении нагрузки эаедания.

После каждого опыта измерялись диаметры пятен износа на нижних шарах в двух взаимно перпендикулярных направлениях. За конечный результат припималось среднее значение диаметра пятна износа (et> ) из шести измерений. Аналогично были испытаны и смазочные масла с промышленной присадкой и без нее. Результаты испытаний сведены в таблицу.

В-(l-Метил-2,2-гемдихлорциклопро-. пил)-В- хлорэтилфенилсульфид форму.» лы

883024

И 1. Виноградова И. Э."Противоизносв качестве .противозадирной и противо- ные присадки к маслам". И;, "Химия", износной присадки к смазочным маслам. 1972, с. б4.

Составитель T. Власова

Редактор Т. Кугрышева Техред И. Рейвес Корректор Г. Назарова

Заказ 10111/30 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, N-3, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент",г. Ужгород, ул. Проектная, 4

S-сн — сй " - u

С1 сн ф

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе