Опора роторного рабочего органа проходческого щита

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски и

Социаписткческик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6t ) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 24,01.80 (2! ) 2890601/22 03 с нрисоеднненнеез заявки М (23)Приоритет

Опубликовано 23.11 81- Бюллетень М 43 (51)М. Кл.

Е 21 0 9/06

Ркударствеииый квинтет

СССР ао делам изобретений н открытий (53) УД К 622.284 (088.8) ll,àòà опубликования описания 25.11.81

Л. И. Савежев, В. А. Иванов, В. А. Ходош", И. С. Островский и С. Н. Власов (72) Авторы изобретения

Специальное конструкторско-те хнологическое бюро

Главтоннельметростроя Министерства транспортного строительства СССР (7l) Заявитель.(5.4) ОПОРА РОТОРНОГО РАБОЧЕГО ОРГАНА

ПРОХОДЧЕСКОГО ЩИТА

Изобретение относится к устройствам для сооружения тоннелей, а именно к проходческим шитам и касается опоры роторного рабочего органа.

Известна опора роторного рабочего органа проходческого шита, состоящая из двух отдельных в конструктивном исполнении частей. Одна часть представляет собой центральный радиальный подшипник качения, который закреплен на перегородках корпуса шита вдоль его продольной

10 оси и предназначен для восприятия радиажных нагрузок. Другая часть опоры выполнена в виде опорного кольца шита, на котором установлены ролики, воспри нимаюшие осевые нагрузки, появляющиеся во время работы рабочего органа Ш .

Однако наличие центрального подшипника качания приводит, к отсутствию в рабочей зоне свободного пространства для

20 размещения погрузочных устройств и ухудщает доступ к забою, что усложняет техническое обслуживание шита, монтаж

2 и демонтаж элементов конструкции щита в случае выхода их из строя.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является опора роторного рабочего органа проходческого шита, включающая наружную цилиндрическую вращающуюся обойму, внутреннюю неподвижную обойму и два ряда вращающихся конических катков, установленных между наружной и внутренней обоймами с возможностью линейного контактирования с наружной обоймой, ось каждого из которых расположена под острым углом относите

4 но плоскости, перпендикулярной образую- шей цилиндрической поверхности наружной обоймы E2) .

Достоинством шита фирмы Роббинс является наличие свободного пространства в рабочей зоне для размещения погрузочиых устройств и улучшения доступа к забою.

Однако при выходе из строя известной; опоры в результате излома или поломки

83460 4 полненным в корпусе 1 шита. На каждом кронштейне неподвижной обоймы 6 жестко закреплены две оси 12, которые располагаются под углом, за исключением прямого, и симметрично относительно плоскости перпендикулярнЫ образующей 13 цилиндрической поверхности наружной обоймы 5. На каждой оси.

l2 с возможностью вращения вокруг нее установлен через подшипники 14 каток 7. Каждый каток 7 контактирует с наклонными коническими поверхностя»ми 8 наружной обоймы 5 по линии кон-. такта 15. Между катками, размещенными на одном кронштейне неподвижной обоймы 6, имеется зазор. Между каждым иэ катков 7 и его внутренней неподвижй ной обоймой 6 на стороне, диаметрально противоположной линии контакта 15 этого катка с наружной обоймой 5 имеется зазор 16.

Проходческий шит с опорой роторного рабочего органа работает следующим образом.

При проходке шитом с роторным ра» бочим органом, последний приводится во вращение от привода 3. Вместе с рабочим органом 2 начинает вращаться жест ко связанная с ним наружная обойма 5.

При разрушении породы рабочим органом

2 осевые.и радиальные нагрузки воспринимаются наружной обоймой 5, которая, опираясь своими наклонными поверхностями 8 на катки 7, заставляет их врашаты ся вокруг осей 12. Внутренняя обойма

:6, жестко связанная с корпусом 1 шита, остается при этом неподвижной, благодаря наличию зазора 16 между катками и основанием неподвижной обоймы 6. В противном случае катки 7 при вращении

40 вокруг оси 12 проскальзывали бы и за-клинивались что привело бы к поломке внутренней обоймы 6 и остановке рабочего органа 2, а следовательно, и к остановке проходки щитом.

Предлагаемое конструктивное выполнение опоры обеспечивает наличие свобоцного доступа ко всем элементам опоры и другим узлам щита, повысить ее ремонтоспособность и техническое обслу50 живание, а также осуществлять быструю смену катков или отдельных частей неподвижных обойм в тоннеле без сложных монтажных и демонтажных работ.

3S

SS

Э и ее отдельных частей сложно произвести ремонт в условиях забоя, так как для замены элементов конструкции опоры необходимо производить разборку щита. Кроме того, затруденны в условиях забоя монтаж, демонтаж,опоры и ее техничес» кое обслуживание.

Цель изобретения - повышение ремонтоспособности опоры и улучшение ее технического обслуживания.

Поставленная цель достигается тем, что внутренняя неподвижная обойма выполнена из нескольких разделенных межI ду собой по окружности частей, а катки закреплены в каждой из частей внутренней неподвижной обоймы попарно посредством осей, при этом каждый иэ к атк ов со стороны диаметрально противоположно линии их контакта с наружной обоймой, установлен с зазором относительно внутренней неподвижной обоймы., На фиг. 1 изображен продольный разрез щита с опорой роторного рабочего органа; на фиг. 2 — сечение АА на фиг. 1; на фиг. 3 - элемент опоры; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 3.

Проходческий щит включает корпус 1, роторный рабочий орган 2, привод 3, приводящий в движение рабочий орган, и опору 4, предназначенную для:восприятия радиальных и осевых нагрузок, возникающих при работе шита.

Опора 4 выполнена в виде радиально упорного подшипника и содержит наружную вращающуюся обойму 5, внутреннюю неподвижную обойму 6 и вращающиеся конические катки 7. Наружная обойма

5 выполнена в виде цилиндрического кольца с наклонными коническими поверхностями 8 по краям. Наружная обойма

5 жестко связана с роторным рабочим органом 2 и вращается вместе с ним.

Внутренняя неподвижная обойма 6 представляет собой внутреннюю обойму подшипника качения, разделенную по окружности 9 на части, в каждой иэ которых попарно закреплены катки 7. Каждая часть внутренней обоймы 6 выполнена в виде кронштейна различной высоты и конфигурации в зависимости от места расположения на металлоконструкции корпуса 1 шита.

Кронштейны внутренней неподвижной обоймы 6 располагаются на определенном расстоянии друг от друга по окружности 9, число их может быть раэлич»ным. Каждый кронштейн неподвижной обоймы 6 крепится посредством болтовых соединений 10 к перегородкам. 11, вы"

Повышение ремонтоспособности и технического обслуживания подшипниковой опоры приводит к повышению надежности шита.

883460

Формула изобре тения

Опора роторного рабочего органа проходческого щита, включающая наружную вращающуюся цилиндрическую обойму, внутреннюю неподвижную обойму и два

psAa вращающихся конических катков, установленных между наружной и внутренней обоймами с возможностью линейного контактирования с наружной обоймой, ось кщкдого из которых расположена под оотрым углом относительно плоскости, перпендикулярной образующей цилиндрической поверхности наружной обоймы, о. т « л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения ремонтоспособности опоры и улучшения ее технического обслуживания, внутренняя неподвижная обойма выполнена из нескольких разделенных между собой по окружности частей, а катки закреплены в каждой из частей внутренней неподвижной обоймы попарно пс

5 средством осей, при этом каждый из катков со стороны диаметрально противоположной линии их контакта с наружной обоймой, установлен с зазором относительно внутренней неподвижной обоймы. !

О

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии М 1469752, кл. E 1 Г, опублик. 1977.

2. "Отчет о приемке и испытании тон нелепроходческого комплекса фирмы

Роббинс, N 9/1, СКТБ Главтоннельметростроя, 1977 (прототип).

883460 иоЗ

12

Составитель 3. Власова

Редактор А. Шандор Техред Т.Маточка КОРРектоР В. Бутяга

Заказ 10158/52 Тираж 630 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4