Способ возведения закладочных полос при разработке крутых пластов полезных ископаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцнапнстнческнх

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКРМУ СВИДВТЕЛЬСТВУ ((((883521 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено 31 08.79(2! ) 2816045/22 03 с присоеднненнеке заявки М(23) Приоритет

Опубликовано 23.11,81. Ьизллетень ЛИЗ (5l)N. Кл.

Е 21 Р 16/00

Государетеенный коинтет

СССР но делен изобретений н открытий (53) УДК 622.273 (088.8) Дата опубликования описания 26,11.81

В. В. Журавлев, Г. П. Дмитриев и О, М. Кодолов

"(72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗАКЛАДОЧНЫХ ПСЛОС

ПРИ РАЗРАБОТКЕ КРУТЫХ ПЛАСТОВ

ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Изобретение относится к горной про(мышленности и может быть использова-. но при разработке крутых пластов полез- ных ископаемых с закладкой выработанного пространства, Известен способ возведения закладочного массива, включающий транспортирование закладочного раствора по трубопроводу и подачу его в выработанное пространство по транспортной закладочной щели, предварительно созданной в кровле эакладываемой выработки 1) .

Недостатками данного способа являются возможность возведении закладочного массива только в направлении от конца трубопровода (начала транспортной щели) к противоположному концу выработки (камеры) при закладочном раст-. воре, обладающем высокой подвижнос:тью и горизонтальном расположении кровли закладываемой выработки и низкая надежность работы транспортной щели, особенно при быстротвердеюшем закладочном растворе иэ-аа возможного затвер.девания раствора в транспортной щели, а также из-за того, что закладочный ( раствор прн напорном транспорте по ще ли будет стремиться течь ниже щели, где сопротивление движению потока раст5 вора меньше, чем в щели, окруженной тремя неподвижными стенками.

Известен способ образования искусст» венной кровли при разработке мощных

10 угольных пологопадаюших пластов. Мощный угольный пласт отрабатывают наклон ными слоями в нисходящем порядке с управлением кровлей полным обрушения.

При отработке вышележащего слоя иэ

1S очистного пространства забоя последнего в почве параллельно линии забоя прорезают щели, в которые до прохода ме ханиэированной крепи укладывают пер20 форированные трубы. После прохода ме» ханизированной крепи и обрушения кров-: ли в обрушенные породы нагнетают твердеющую смесь через указанные перфорированные трубы из подготовительных

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. А. Скочинского Министерства угольной промышленности СССР

88352 1 выработок, оконтуривающих выемочные столбы 2 .

Недостатком данного способа является то, что его нельзя испольэовать при отработке крутых угольных пластов тонких и средних мощностей.

Известен также способ возведения закладочных полос при разработке крутых,пластов полезных ископаемых длинными столбами по простиранию, заключающийся в предварителъном создании транспортного желоба в выработанном пространстве параллельно очистному эаI бою.по всей длине возводимой закладочной полосы и подаче твердеющей смеси с вентиляционного штрека по транспорт- ному желобу эа опалубку, передвигаемую снизу вверх вдоль очистного забоя с оставлением сзади опалубки твердеющей закладочной полосы, при этом транс-, портный желоб создают в закладочной полосе со стороны очистного забоя для возведения последующей закладочной полосы, непосредственно примыкающей к предыдущей (3)

Недостатком известного способа является то, что им нельзя возводить отдельные закладочные полосы на разном расстоянии друг от друга, а возведение закладочных полос рядом требует большого расхода вяжущего и, кроме того, нельзя использовать жесткие закладочные смеси для получения удовлетворительного транспортного желоба.

Вместе с тем подача за передвижную опалубку жесткой твердеющей смеси уменыпает требования к герметизации стенок опалубки, устраняет возможные утечки раствора из опалубки и, таким образом, повышает надежность возведения закладочной полосы и расширяет область применения данного способа.

Цель изобретения — возведение от дельных закладочных полос из жестких твердеющих смесей, расположенных на любом расстоянии друг от друга.

Это достигается тем, что в качеств ве транспортного желоба используют щель, которую создают в почве пласта, а опалубку при возведении закладочной полосы перемешают над щелью.

При этом щель в почве пласта создают одновременно со спуском комбайна или опалубки.

Кроме того, поперечное сечение щели выполняют .. виде треугольника с образованием острого угла в основании транспортного желоба, при этом сторо20 ши каната 7, прикрепленного другим кон55

И

50 ну треугольника со стороны очистного забоя. располагают вертикально.

На чертеже представлена схема для реализации предлагаемого способа.

Транспортный желоб (канавку) 1 нарезают одновременно со спуском комбайна 2 или опалубки 3. После нарезки канавки в почве на месте будущей. закладочной полосы в нижней части лавы устанавливают опалубку 3 над канавкой 1.

Затем на вентиляционном штреке 4 готовят твердеющую смесь, предпочтительно жесткую, и подают ее по трубопроводу 5 (конвейеру) через воронку 6 в желоб 1, по которому готовая закладочная смесь самотеком поступает на опалубку 3. По мере заполнения смесью опалубки ее поднимают вверх при помоцом к лебедке, размещенной на вентиляционном штреке, при этом сзади опалубки образуется затвердевшая закладочная полоса 8. При подходе опалубки под вентиляционный штрек 4 подачу смеси в нее прекращают с таким расчетом, чтобы можно было вывести опалубку из затвердевшей полосы не выводя на штрек 4. Однако при необходимости возведение полос может производиться и с выводом опалубки на штрек.

После возведения закладочной полосы приступают к отбойке угля комбайном и далее цикл повторяется. Пространство между полосами 8 может заполняться дешевым сыпучим материалом.

Предлагаемый способ возведения закладочных полос позволяет, используя желоб для транспортирования смеси по выработанному пространству, возводить отдельные закладочные полосы на разном расстоянии друг от друга, а это, в свою очередь, позволяет сэкономить вяжущее - наиболее дорогой компонент закладочного материале. Кроме того, появляется воэможность использовать жесткие твердеющие смеси для подачи за опалубку, а это упрощает конструк« цию опалубки (не требуется тщательная герметизация стенок опалубки между почвой и кровлей пласта), сокращает расход дорогостоящего вяжущего. В целом расширяется область применения способа.

Формула изобретения

1. Способ возведения закладочных полос при разработке крутых пластов

883521

5 полезных ископаемых длинными столбами по протиранию, заключающийся в предварительном создании транспортного желоба в выработанном пространстве параллельно очистному забою по всей длине возводимой закладочной полосы и пода-че твердеющей смеси с вентиляционного штрека по транспортному желобу за опалубку, передвигаемую снизу вверх вдоль очистного забой с оставлением сзади опалубки затвердевшей закладочной полосы, отличающийся тем, что, с целью возведения отдельных закладочных полос из жестких твердеющих смесей, расположенных на любом расстоянии друг от друга, в качестве транспорт ного желоба используют щель, которую создают в почве пласта, а опалубку при возведении закладочной полосы перемещают над щелью.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что щель в почве пласта создают одновременно со спуском комбайна. е

3. Способ по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что щель в почве плас та создают одновременно со спуском опалубки.

4.Способпоп. 1-3, отличаю шийся тем, что поперечное сечение щели выполняют в виде треугольника с образованием острого угла в основании транспортного желоба,.при этом сторо-

10 ну треугольника со стороны очистного забоя располагают вертикально.

Источники информации, IÂ принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 376584, кл, Е 21 F 15/00, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 1710087/22-03, кл. Е 21 С 41/04, 1971.

3, Авторское свидетельство СССР по заявке № 2530145/22-03, кл. Е 21 F 15/00, 1977 (прототип) °

88352 1

Составитель Э. Руднева

Техред Ж,Кастепевич

Редактор A. Шандор

Корректор В, Бутяга

Филиал Г!ПП "Патент", г. Ужгород, уп. Проектная, 4

Эаказ 1О 162/55 Тираж 466 П одпис кое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб„д, 4/5