Турбокомпрессор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 1883565
Союз Советских
Социбйистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБВЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 731067 (22) Заявлено 26.1 1.79 (21) 2844230/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 23.! l 81. Бюллетень № 43 (5!) М. Кл.в
F04 D 25/02
Гасударственный камнтет (53) УДК 621.515 (088.8) па делам нэобретеннй н открытии
Дата опубликования описания 23.11.81 а (72) Авторы изобретения
М. С. Приходько, Г. Н. Злотин н А. В. Ушаков (7l ) Заявитель
Волгоградский политехнический институт (54) ТУРБОКОМПРЕССОР
Изобретение относится к центробежным нагнетателям.
По основному авт. св. № 73! 067 известен турбокомпрессор, содержащий корпус с коль цевой охлаждающей камерой, соединенной каналами с выходной полостью компрессора, и размещенный в корпусе ротор с радиальными рабочими колесами компрессора и газовой турбины, имеющей воздушный и газовый сопловые аппараты, последний из которых установлен с зазором относительно колеса турбины, причем ротор имеет дополнительное колесо, образующее с воздушным сопловым аппаратом воздушную турбину, и установленное относительно последнего с зазором, и зазоры между колесами турбин и аппаратами сообщены между собой !1).
Однако известный турбокомпрессор имеет повышенные габариты и вес, а также значительную поверхность сопряжения вращающихся поверхностей рабочих колес с неподвижными поверхностями корпуса, что увеличивает утечки рабочего тела и гидродинамические потери, следствием чего является снижение КПД турбокомпрессора.
Цель изобретения — уменьшение габаритов и повышение. КПД турбокомпрессора.
Указанная цель достигается тем, что лопатки радиального рабочего колеса компрес. сора установлены на лопатках колеса воз- душной турбины.
На чертеже изображен турбокомпрессор, продольный разрез.
Турбокомпрессор содержит корпус с кольцевой охлаждающей камерой 2, соединенной каналамн 3 с выходной полостью 4 компрессора, и размещенный в корпусе 1 ротор с радиальными рабочими колесами 5, 6 соответственно компресора и газовой турбины, имеющей воздушный и газовый сопловые аппараты 7, 8. Газовыи сопловой аппарат 8 установлен с зазором 9 относительно колеса б турбины, причем ротор имеет дополнительное колесо 10, образующее с воздушным сопловым аппаратом 7 воздушную турбину и установленное относительно последнего с зазором 11, и зазоры 9, 1! между колесами 6, 10 турбин и аппаратами 8, 7 сообщены между собой каналами 12. Лопатки 13 радиального рабочего колеса 5 устард новлены на лопатках 14 колеса 10 воздушной турбины.
При вращении рабочих колес б и 10 соответственно газовой и воздушной турбин
883565
Формула изобретения
Я 10 б
Составитель s. мазо
Редактор Л Шандор Техред А» Войкас Корректор Н. Швыдкая
Заказ 10177/57 Тираж 715 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вращение передается также установленному на колесе 10 радиальному рабочему колесу 5 компрессора, осуществляющему нагнетание воздуха в выходную полость 4. Часть сжатого воздуха нз выходной полости 4 компрессора через каналы 3 отбирается в кольцевую охлаждающую камеру 2 и, охлаждая корпус 1, поступает через воздушный сопловый аппарат 7 на лопатки 14 ко-. леса 10. При этом воздух охлаждает сопряженные стенки газового соплового annaрата 8 и колеса б. Часть воздуха через кольцевой канал 12 поступает в колесо б газовой турбины и создает воздушную охлаждающую пленку на стенке этого колеса. 3а счет работы в воздушной турбнне нагретый охлаждающий воздух возвращает .значитель ную часть энергии на вал турбокомпрессора.
Характерной особенностью предлагаемог з технического решения является двухъярус ная установка рабочих колес компрессора и воздушной турбины. Такое выполнение поз воляет уменьшить осевые габариты и существенно уменьшить вес турбокомпрессора, а также устранить зазоры между лопатками рабочего колеса воздушной турбины и корпусом и между корпусом и тыльной стороной диска рабочего колеса компрессора, за счет чего уменьшить утечки рабочего тела и снизить гидродинамические потери, т.е. повысить КЛД турбокомпрессора.
Турбокомпрессор по авт. св. № 731067, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения КПД, лопатки радиального рабочего колеса компрессора установлены на лопатках колеса воздушной турбины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР № 73!067, кл. F 04 D 25/02, 1978.