Электрический разъем для соединения кабельной линии передачи энергии на объект в море

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С Л Н И Е „„SS4Oi<

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистичесиин

Республик (6!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.07.79 (2!) 27916!4/24-07 (5!) М. Кл.в

Н О! R 13/52 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный камнтет (23) Приоритет—

Опубликовано 23.11.81. Бюллетень № 43 (53) УДК 621.315 (088.8) по делам нэебретеннй н открытий

Дата опубликования описания 28.11.81

Б. А. Власьев, Г. М. Свиридов, 1О. Л. Бородин, В. Н. Тимошенко, А. Е. Маслов, В. Б. Рогулин, 1О. В. Чесноков, В. Н. Богун, Л. Е.. Кузнецов, М. Е. Полевиков и В. Н Зимин (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗЪЕМ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ

КАБЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ НА ОБЪЕКТ В МОРЕ!

Изобретение относится к области судо- строения и преимущественно может быть использовано при проведении аварийно-спасательных работ в море для обеспечения пе редачи электроэнергии с судна-спасателя на аварийный объект, находящийся на плаву или в подводном положении и лишенный собственных источников электроэнергии, а также для передачи электроэнергии на подводные обитаемые и необитаемые станции. .. Известен электрический разъем, содержащий вилку и розетку, состоящие из корпусов с контактами (I).

Недостатком данного электрического разъема является неавтоматическая его сты-. ковка. Известен также электрический разъем, содержащий ответные части, состоящие из корпусов с контактами, одна из которых расположена на объекте, а другая связана с приводом ее возвратно-поступательного перемещения (2).

Недостатком этого электрического разьема является невозможность обеспечения автоматического соединения ответных час- 20 тей в процессе подачи кабельной линии.

Цель изобретения †- создание автоматизации Tt>IKQBKH разъема.

Поставленная цель достигается тем, что разъем снабжен полым цилиндром со скошен. ной торцовой поверхностью и открытым па- зом на его стенке и установленным на объекте, ловителем, выполненным в виде ролика, установленного на корпусе подвижной ответной части и контактирующего с пазом цилиндра, неподвижная часть разъема расположена в полости цилиндра и жестко связана е ним, в корпусе неподвижной части разъема вы пол нено отверстие, при этом привод расположен в отверстии корпуса.

На фиг. 1 показана конструкция неподвижной части разъема; на фиг. 2 — конструкция подвижной части разъема; на фиг. 3состыкованный разъем; на фиг. 4 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг. 5 — вид В на фиг. 4; на фиг. 6 — узел 1 на фиг. в более крупном масштабе; на фиг. 7 — узел Il на фиг. 2 в более крупном масштабе.

Неподвижная часть разъема (например, розетка) является стационарной и устанавливается заранее на объекте, который может стать аварийным.

Контакты розетки загерметизированы и разрушены от гидростатического давления.

Основой ее конструкции является корпус

3 в котором собраны летали и узлы части раз ьеча, и прс)исхолит механическая и электри пcKc)B стыковка с ответной частью разъема. Захолная часть корпуса выполнена со скошенной торцовой поверхностью, в верхней части которой выполнен паз. Внут ри корпуса предусмотрен)! конусные гнезда для установки контактных штырей 2, покрытых I!o всей ллине электроизоляционным слоем, за исключением контактного участка 3 и участка подключения жилы кабеля. С внешней стороны контактный штырь закрыт цилинлрическим полвижным стаканом 4, подпружиненным пружиной 5. Стакан имеет возможность при стыковке разъема утапливаться внутрь корпуса, открывая контактную часть штыря, и возвращаться в исходное положение при расстыковке. Стакан уплотнен относительно корпуса и контактного штыря резиновыми кольцами. Полость контактного штыря в корпусе, ограниченная подвижным стаканом и эластичным, например, из резины, сильфоном 6 заполнена электро- 20 изоляционной жидкостью 7 (например, Г1ЭС вЂ” 5) . Сильфон обеспечивает выравнивание давления внутри полости с давлением окружающей среды и размещения жидкости, вылавливаемой из полости контакт25

;юго штыря при смещении стакана. Сильфон крепится к корпусу посредством кожуха 8, который одновременно предохраняет его от механических повреждений.

Конец контактного штыря, расположенный с лругой стороны конусного гнезла, соединен с жилой 9 кабеля 10, выходя!пего из корпуса через герметичный сальник I I. Внутренняя монтажная область, где размещены жилы кабеля, закрыта крышкой 12, уплотненной относительно корпуса резиновыми кольцами. Все контактные штыри размеще- З5 ны внутри корпуса по окружности двумя группами так, что между группами установлены направляющие штыри 13, обеспечивающHp точную центровку полуразъемов при стыковке. Центральная часть корпуса расточена и в расточке помещены подшипник

14 лля зубчатого колеса 15 и упор 16, а также выполнена кольцевая канавка 17. Зубчатое колесо сцеплено с шестерней 18, связанной с приводом (не показан). Зубчатая пара (показана конической)., упор и кольцевая канавка обеспечивает механическую стыковку и расстыковку с замком полвижной части разъема. Снаружи корпуса предусмотрены лапы 19 лля его крепления к фундаменту.

Г!одвижная часть разъема устанавливается на холовоч конце кабельной линии 20, являющейся принадлежностью судна-спасателя, и сост<)IIT из цилиндрического корпуса 21, по торцач кс)горого разме)цены кабельный ввод, с одной стороны, и замок 22

55 с другой. Кабельный ши)л состоит из привулканизи()055!55)нс)55 к )с )б)с . 5)с) ыс талли )еской втулки 23, кре)!)!!!!с)55)5 к крь)шке 24, кото1

4 ран снеди)н на с корпусом 2! и у5!.55>! явна 0тноситсль5!о его и BT) .×ки резиII))III >1ll кО ilцачи. Замок 22 служит лля с)бес llf 5ен)ся чс ханической BH IH полуразъемов при сT!>IKI)IIке. Снаружи корпуса 21 перпендикулярно ечу установлен направлякцций ловитель 25, обеспечивающий предварительную «грубую» центровку подвижной части разъема относительно неподвижной части разъема путем перекатывания по скосу и попадания в паз с соответствующим разворотом части разъема пол лействием тягового усилия троса 26.

Внутри корпуса 21 установлены контактные гнезла 27, электроизоли рова ни hIp oT него, например, резиновыми втулками 28 и 29.

Внутри каждого гнезда 27 имеется вкладыш 30, подпружиненный пружиной 3! и торцовой частью выходящий наружу через эластичный компенсатор 32 (например, из резины), заполненный электроизоляционной жидкостью 7. Эластичный компенсатор служит для компенсации объема электроизоляционной жидкости, выдавливаемой контактным штырем при сочленении контактов, а также лля выравнивания давления внутри герметичной полости гнезда с лавлениеч окружающей среды. Для предохранения эластичных компенсаторов от механических повреждений служит обтекатель-крышка 33, имеющая лва отверстия для направляюсцих штырей 13 точной центровки. К концу каждого контактного гнезла, обра)ценного к кабельному вводу, подключается жила 34 кабеля или кабель-троса в зависимости от исполнения кабельной линии. В монтажной области, где размещены жилы 34, устанавливается также патрон 35 в случае использования кабель-троса, в котором посрелствоч заливки цинком или припоем закреплен грузонесущий элемент 36 кабель-троса.

Предлагаемый разъем готовится к работе следующим образом.

Конец тягового троса 26 любым известным в морской практике способом подается на аварийный объект, где пропускается через неподвижную часть разъема и систему блоков и возвращается на судно-спасатель, где накладывается на тяговый механизм, работой которого подвижная часть разъема с кабельной линией подается на аварийный объект. При подходе подвижной части разъема к неподвижной направляющей ловитель 25, упираясь в скос корпуса 1 неподвижной части разъема, под действием тягового усилия разворачивает подвижную часть разъема с одновременным его поступательным перемещением до входа ловителя в паз. При дальнейшем перемещении два отверстия обтекателя-крышки 33 находят на направляющие штыри 13. Так обеспечивается необхолимое сочленение одноименных электрических контактов (фазировка). При этом контактный штырь 2, прижимаемый к торцу вкладыц)а 30, вдвигает его внутрь контактного гнезда 27.

Одновременно стакан 4, упираясь торцом в

884011 обтекатель-крышку 33, утопляется и открывает контактный штырь 2, который, продвигая вкладыш 30 внутрь гнезда 27, входит сво им контактирующим участком 3 в сочленение с контактным гнездом 27. Вследствие неизменности объема электроизоляционной жидкости сильфон 6 растягивается, а эластичный компенсатор 32 меняет свою геометрическую форму. В конце сочленения контактов срабатывает замок 22, фиксируя ответные части разъема.

Разъем готов к передаче электроэнергии на аварийный объект.

Технико-экономическая эффективность от внедрения изобретения определяется расширением возможностей проведения спасательных работ в море в случаях выхода из строя источников электроэнергии на аварийном объекте. При этом передача электроэнергии на аварийный объект с применением предлагаемого разъема позволяет соединять кабели с минимальным участием личного. состава аварийного объекта, деморализованного аварией и ее последствиями, причем передающая кабельная линия может находиться под напряжением в морской воде, а неподвижная часть разъема не требует предварительного осмотра, очистки контактов и замены электроизол яцион ной жидкости да же после длительного бездействия. Это достигается тем, что контактные штыри н гнезда закрыты от механических повреждений н окружающей среды, электроизолированы от среды н других контактов.

Разъем может быть использован прак тически при любом давлении внешней сре. ды, на которое рассчитан аварийный объект, так как давление в полостях контактов соответствует внешнему давлению, и усилие стыковки не зависит от давления среды. Необходимо отметить, что фазировка контактов производится автоматически.

Формула изобретения

Электрический разъем для соединения кабельной линии передачи энергии на объект в море, содержащий ответные части, состоящие из корпусов с контактами, одна из которых расположена на объекте, а другая связана с приводом ее возвратно-поступательного перемещения, отличается тем, что, с целью автоматизации стыковки разъема, он снабжен полым цилиндром со скошенной торцовой поверхностью и открытым пазом на его стенке и установленным на объекте, ловителем, выполненным в виде ролика, установленного на корпусе подвижной ответной части и контактирующего с пазом цилиндра, неподвижная часть разъема расположена в полости цилиндра и жестко свя25 зана с ним, в корпусе неподвижной частк разъема выполнено отверстие, при этою привод расположен в отверстии корпуса.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

I. Патент США № 3508.188, кл. 339 — 42, 30 от 1970, 2. Патент США № 3665.509, кл. 339 — !2, от 1972.

Составитель Е. Мальков

Редактор II. Пу|пненкова Техред А. Бойкас Корректор M. Костя

Заказ 1()245/79 Тираж 637 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035. Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППГ! <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4