Способ изолирования обмотки электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и .884040

Союз Советских

Социалистических

Республик (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 16.06.78 (21) 2633134/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (53)M. Кл.

Н 02 К 3/30

Н 02 К 15/00

9кударстванныХ камнтет

СССР но делам нэабретеннХ н атхрытнХ (53) УДК 621.3. . 048.81 (088, 8 ) Опубликовано 23.11.81. Бюллетень № 43

Дата опубликования описания 25.! 1.81 (72) Авторы изобретения

П. И. Бухтеев и А. П. Костюшин

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к технологии изготовления обмоток электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении для изготовления, например, якорей автомобильных

"стартеров.

Известен способ изолирования обмотки электрической машины, при котором ее лобовые части изолируются путем надевания изоляционных трубок на

1 отдельные секции или накладыванием на лобовые части обмоток изоляционных лент (1).

Недостатком этого способа является малая производительность и большая сложность при автоматизации укладки обмоток в пазы магнитопроводов, вследствие чего он применяется только в единичном и мелкосерийном производстве при изготовлении электрических машин большой мощности.

Известен также способ изоляции одновитковой обмотки электрической ма.Шины, в котором лобовые части обмоток изолируются путем продольного раздвоения части пазовой изоляции

S-образной формы, выступающей за торец магнитопровода, причем эти разд- . военные части изоляции изгибаются в местах перехода в лобовую часть в процессе разводки концов обмотки и являются ее продолжением (2J..Однако продольное раздвоение вы-.. ступающих из магнитопровода концов 1. изоляции, приводит к разворачиванию частей S-образного профиля за счет ее спружинивания,и в момент разводки обмотки изоляция не увлекается сек-, циями,а выскакивает из них,сминается, рвется и мешает процессу разводки обмотки,в результате чего отдельные места лобовой части обмотки остаются неизолированными, и в лобовых частях появляются межвитковые замыкания.

Кроме того, раздвоение изоляции наряду с указанными недостатками требует специального оборудования и не

884040

Формула изобретения может осуществляться на известных изолировочных автоматах, Цель изобретения — улучшение качества и упрощение технологии изолирования лобовой части обмотки электрической машины.

Для достижения поставленной цели выступающие концы изоляции надрезают у торца якоря параллельно ему до середины S-образного профиля, то с 10 верхней, то с нижней стороны в шахматном порядке и разводят концы ло бовой части обмотки, раскатывая при этом надрезанные концы изоляции между нижними и верхними рядами обмотки. 13

На фиг. 1 показана надрезка изоляции; на фиг. 2 — разрез А"А на фиг. 1; на фиг. 3 — показан момент разводки концов обмотки; на фиг. 4,5 и 6— разрез Б-Б на фиг. 3 (моменты уклад- щ ки надрезанных концов изоляции между слоями); на фиг, 7 — фронтальный вид на изолированную лобовую часть обмотки.

Предлагаемый способ изолирования у3 обмотки электрической машины, например якоря автомобильного стартера, осуществляется следующим образом.

Изолируют пазы якоря 1 на известных изолировочных автоматах бумажной изоляцией, предварительно отформованной в S-образный профиль, причем внутрипазовая изоляция 2 выступает за торец 3 (фиг. 1) магнитопровода и имеет надрезы 4, выполненные в шахмат3S ном порядке (фиг. 2) до середины S-образного профиля параллельно торцу магнитопровода то с верхней, то с нижней стороны, Надрезы можно выполнять как до закладки внутрипазовой изоля40 ции в пазы магнитопровода, так и после изолирования якоря.

Затем в пазы якоря (фиг. 3) вставляют обмотку и осуществляют разводку концов 5 верхнего ряда и концов 6

45 нижнего ряда обмотки в разные стороны

I (фиг.4),причем в момент разводки обмот. ки верхний ряд секций 5 и нижний ряд .6 разворачивают надрезанные части 7 и раскатывают их между рядами обмотки 8 (фиг. 5,6 и 7) .

Надрезанные концы S-образной изоляции свободно разворачиваются в ту же сторону, в которую они отпружинивают после надрезки и укладываются упорядоченно слоями между рядами обмотки таким образом, что между верхним и нижним рядами обмотки образуется изолирующее кольцо, а сами секции оказываются изолированными в строгом порядке через одну по всему периметру и длине секции.

Основными преимуществами изобретения являются улучшение качества за сччет гарантирования раскладки изоляции между витками и рядами секций обмотки, обеспечивая сплошное их изолирование,что исключает межвитковые замыкания,и упрощение технологии,не требую. щей дополнительного оборудования для изолирования лобовой части, которое осуществляется автоматически при разводке концов обмотки со стороны коллектора.

Способ изолирования обмотки электрической машины, например, якоря автомобильного стартера, при котором в паз якоря вставляют изоляцию S-образного профиля с выступающими за торец якоря концами, предназначенными для изолирования лобовой части, надрезают выступающие концы, вставляют обмотку и разводят ее в лобовой части, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества и упрощения технологии, выступающие концы надрезают у торца якоря параллельно ему до середины S-образного профиля то с верхней, то с нижней стороны в шахматном порядке и разводят концы лобовой части обмотки, раскатывая при этом надрезанные концы изоляции между нижними и верхними рядами обмотки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бернштейн Л. М. Изоляция электрических машин общепромышленногo применения. М., "Энергия",1971,с.215-228.

2. Авторское свидетельство

N - 514540, кл. Н 02 К 15/1О, 1 977