Индуктор линейного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(» >884050
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 9.03.80 (21) 2895370/24-07 (5l) М Кл з
Н 02 К 4! /02
Н02 КЗ/50 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Гасударственный камнтет
Опубликовано 23.! 1.81. Бюллетень № 43
Дата опубликования описания 23.11.81 (53) УДК 621.313. .333 (088.8) на делам нзоаретеннй и открытий (72) Авторы изобретения
Г. И. Ижеля, В. С. Попков, Н. В. Богаенко, В. И. Григоренко и М. А. Луцив
Особое конструкторское бюро линейных электро
Киевского горисполкома (71) Заявитель (54) ИНДУКТОР ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к линейным электродвигателям, в частности к конструкции индуктора линейного электродвигателя с кольцевой обмоткой (обмоткой Грамма) .
Известен индуктор линейного электродвигателя, содержащий магнитопровод с ярмом и зубцовой частью, в пазах которой уложена трехфазная обмотка, выполненная в виде последовательного ряда катушек, охватывающих ярмо. В этой конструкции индуктора предусмотрен большой воздушный зазор между .спинкой ярма и катушками для прохода хладагента (1).
Недостатками такой конструкции, кроме относительно большого лобового рассеяния, снижающего тяговое усилие, и значительного перерасхода активных материалов (меди), является проблема надежной фиксации лобовых частей катушек. Это вызвано тем; что между лобовыми частями и ярмом магнитопровода образованы значительные воздушные зазоры.
Наиболее близким по технической сущ- 20 ности к предлагаемому является индуктор линейного электродвигателя, содержащий магнитопровод с ярмом и зубцовой частью, 2 в пазах которой уложена трехфазная обмотка, выполненная в виде последовательного ряда катушек, охватывающих ярмо.
Для демпфирования полей рассеяния применяется специальная демпферная клетка (2) .
Недостатком этого индуктора является ненадежная фиксация лобовых частей обмотки, необходимая в связи с тепловыми перемещениями витков катушек.
Целью изобретения является повышение надежности фиксации лобовых частей ка-. тушек при тепловых перемещениях их витков
Указанная цель достигается тем, что индуктор снабжен установленными с боковых сторон ярма параллельно продольной оси индуктора устройствами фиксации, каждое из которых выполнено в виде подпружиненной гребенки, основание которой расположено между лобовыми частями катушек и боковой поверхностью ярма, а каждый зубец — между лобовыми частями соседних катушек, причем пружины гребенок установлены в выполненных в ярме каналах, перпендикулярных продольной оси и ндуктора.
884050 з
С целью уменьшения р1схода железа магнитопровода указанные каналы выполнены через промежутки, кратные двум полюсным делениям.
С целью упрощения монтажа обмотки зубцы гребенки выполнены съемными.
На фиг. 1 показан вид с торца индукто5 ра, полуразрез; на фиг. 2 —. индуктор с местным вырывом, вид сверху.
Индуктор линейного электродвигателя выполнен в виде магнитопровода 1, в пазах зубчатой части которого уложена трехфазная обмотка, катушки 2 которой охватывают ярмо 3 магнитопровода I. С боковых сторон магнитопровода I, вдоль его продольной оси, установлены устройства фиксации, каждое из которых выполнено в виде подпружиненной гребенки 4.
Указанные гребенки 4 состоят из основания 5, выступы 6 которого связаны с упругими элементами 7, например пружинами, установленного между лобовыми частями катушек 2 и телом ярма 3, и зубцов 8, расположенных между лобовыми частями соседи и х ка ту щек 2.
Выступы 6 гребенок связаны с пружинами 7, смонтированными в каналах 9, выпол. ненных в ярме, и перпендикулярных продольной оси индуктора.
1j
Каналы 9, с целью уменьшения расхода железа магнитопровода. вь полняк>т через промежутки, кратные двойному полюсному делению, т. е. через промежутки, равные
2I-п, где Т вЂ” полюсное деление индуктора, 30 а и — - целое число натурального ряда.
Зто связано с тем, что в ярме 3 магнитопровода при любых режимах работы имеют-. ся неизменные сечения с минимальными значениями индукции, которые удалены от края индуктора на четные числа полюс- и ного деления .
Зубцы 8 гребенки 4 могут быть выполнены съемными. Это относится к тому случаю, когда катушки 2 изготавливаются отдельно и установка их осуществляется последовательным набором-катушка 2 — при40 ставной зубец и " д, В этом случае после катушки 2 одевается на основание 5 зубец гребенки 4, который соединяется с основанием 5 с помощью резьбового соединения или клея. 4$
Таким образом, корзина лобовых частей катушек 2 упруго поджата в направлении поперечной оси индуктора при помощи пружин 7 относительно ярма 3 магнитопрово1.
При тепловом удлинении обмотки лобоС0 вые части и, соответственно, гребенка 4 двигаются в поперечном направлении, но благодаря предварительному поджатию и соответственно подобранным характеристикам пружины 7. витки которой переме4 щаются вслед за лобовыми частями катушек 2, сохраняется необходимое поджатие между лобовыми частями катушек 2 и ярмом 3. Тем самым происходит компенсация тепловых перемещений витков лобовых частей катушек 2 кольцевой обмотки. Продольному смещению лобовых частей катушек 2 обмотки препятствуют зубцы 8 гребенки 4.
Если произойдет охлаждение обмотки, она будет сокращаться по длине, и в этом случае основание 5 гребенки 4 также будет перемещаться с обмоткой в сторону магнитопровода 1, сжимая при этом пружины 7, которые сохранят необходимое поджатие между лобовыми частями катушек 2 и телом ярма 3 магнитопровода I.
В результате вся конструкция крепления лобовых частей кольцевой обмотки оказывается поджатой в отличие от известных решений и может успешно противостоять воздействию электродинамических и тепловых нагрузок.
Формула изобретения
Индуктор линейного электродвигателя, содержащий магнитопровод с ярмом и зубцовой частью, в пазах которой уложена трехфазная обмотка, выполненная в виде последовательного ряда катушек, охватывающих ярмо, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности фиксации лобовых частей катушек при тепловых перемещениях их витков, снабжен установленными с боковых сторон ярма параллельно продольной оси индуктора устройствами фиксации, каждое из которых выполнено в виде подпружиненной гребенки, основание которой расположено между лобовыми частями катушек и боковой поверхностьк ярма, а каждый зубец — между лобовыми частями соседних катушек, причем пружины гребенок установлены в выполненных в ярме каналах, перпендикулярных продольной оси индуктора.
2. Индуктор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения расхода железа магнитопровода, указанные каналы выполнены через промежутки, кратные двум полюсным делениям.
3. Индуктор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа обмотки, зубцы гребенки выполнены съемными.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство ЧССР № 151305, кл. 21 сР23, !971.
2. Заявка Франции № 2287127. кл. Н 02 К 41/ 02, 1976 (прототи п ) .
qbus. 1
Составитель 3. Горник
Редактор Н. Гунько Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц
Заказ I 0250/H l Тираж 733 Поди ис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дела м изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул, Проектная, 4