Устройство для отвода зарядов статического электричества

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,Я. Ш. Вихман,. В. М. Бекетов, В. Б. Рохлин, С. Г. Гуров и В. Ф. Попов (72) Авторы изобретения

Специальное конструкторское бюро "Транснефтеавтоматика (71) Заявитель Государственного комитета РСФСР по обеспечению нефгепродуктами (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА ЗАРЯДОВ

СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Изобретение относится к технике защиты от вредных проявлений зарядов статического электричества, а именно к средствам для отвода статического электричества от транспортных емкостей при их сливе-наливе злектриэующимися жидкос-.

S тями и контроля состояния цепи заземления, и может быть использовано при транспорте и хранении нефтепродуктов.

Известно устройство для отвода: стаю тического электричества с транспортных емкостей, содержащее злектропроводящие. экраны и контур заземления 1 .

Наиболее близким к предложенному являтся устройство для отвода зарядов ста- IS тического электричества с транспортной емкости, содержащее клешевой зажим с двумя изолированными выводами, взрывобеэопасный корпус, в котором размещена

20 система контроля пепи заземления емкости с трансформатором и репе подключения схемы контроля, lIpH этом концы вторичной обмотки трансформатора присоединены к упомянутым выводам клешевого зажима, а один конец заземлен 321

Недостатком известных устройств является то, что при присоединении экрана к заземлению возможно возникновение искры, воспламенение паров транспортируемого вещества и взрыв, т.е. оно не обеспечивает достаточно высокой взрывобезопасности.

Цель изобретения повышение взрывобезопасности при работе устройства.

Эта цель достигается тем, что в устройство для отвода зарядов статического электричества с транспортной емкости, содержащем клещевой зажим с двумя изолированными выводами, вэрыробезопасный корпус, s котором размещена си стема контроля цепи заземления емкости с трансформатором и реле подключения схема контроля, с концами вторичной обмотки трансформатора, присоединенными к упомянутым выводам клещевого зажима, и заземленным одним концом обмотки, между каждым концом вторичной обмотки

50 трансформатора, присоединенными к упомянутым выводам клещевого зажима, и заземленным од п м концом обмотки, между каждым концом вторичной обмотки трансформатора и соответствующим выводом клещевого зажима включен коммути» рующий элемент с нормально разомкнутым контактом, параллельно котором включен нормально разомкнутый контакт реле подключения схемы измерений, при атом 0 коммутирукиций элемент в цепи с заземленным концом вторичной обмотки вклю- . чен между точкой заземления и соответ» ствующим выводом клещевого зажима.

На чертеже представлена схема устройства.

Она состоит из автогенератора 1, трансформатора 2, коммутирующего элемента (кнопки) 3 с нормально разомкнутыми контактами, детектора 4., усилителя 5, 20 репе 6 с нормально разомкнутыми контактами .7 и 8, клемму заземления 9, варывобезопасный корпус 1 О, проводники-выводы 11 и 12, клещевой зажим 13.

Работает устройство следующим образом.

Автогенератор 1 вырабатывает напря- . жение с частотой т, которое через детектор 4 запирает усилитель 5. При атом реле 6 обесточено, кпещевой зажим 13 укрепляется на предназначенном для заземления участке транспортной емкости, . При наличии статического электричества на корпусе, искра возникает в момент замыкания кнопки 3 на ее контактах, находящихся ао взрывобезопасном корпусе, что предотвращает гередачу взрыва во внешн|ою среду. При нажатии кнопки 3 через контакт ci привод ll,oéíó половину 1лешевого зажима 1 3 металл транс» 40 портной емкости, втору о половину клещевого зажима 13, привод 12 и контакт кнопки 3 транспортная емкость подключается к выходной обмотке трансформатора 2 и клемме заземления 9. При 45 наличии переходного контакта клещевой зажим — емкость менее 100 Ом, вторичная обмотка трансформатора 2 шунтируется этим сопротивлением, автоколебания генератора срываются, через детектор 4 открывается усилитель 5, включая реле 6. При этом нормально разомкнутые контакты 7 и 8 реле 6 замыкаются, бло. кируя контакты с, о кнопки 3 и на схему контроля погр зочно разгрузочными 55

4 операциями поступит сигнал раэрешения.При увеличении переходного сопротивления между клещевым зажимом и передвижным объектом свыше 100 Ом по apgчине, например, плохого контакта в месте подсоединения клещевого зажима, шунтирующее действие цепи ослабевает, усилитель закрывается и схема возвращается в исходное состояние, т.е. генера-. тор вырабатывает напряжение с частотой, усилитель 5 закрыт, реле 6 обесточено, цепь вторичной обмотки трансформатора 2 разомкнута, так как разомкнуты контакты 7 и 8 реле 6, На схему контроля погрузочно-разгрузочными операциями поступает сигнал запрета .

Таким образом, реализация. изобретения позволяет существенно повысить взрывобезопасность при работе устройства.

Формула изобретения

Устройство для отвода: зарядов стати ческого электричества с транспортной емкости, содержащее клещевой зажим с двумя изолированными выводами, вэрывобезопасный корпус, в котором размещена система контроля цепи заземления емкосЯ ти с трансформатором и реле подключения схемы контроля, при этом концы вторичной обмотки трансформатора присоединены к упомянутым выводам клещевого зажима, а один конец обмотки заземлен, отличающеесятем, что, сцелью повышения вэрывобеэопаености при работе устройства, между каждым концом вторичной обмотки трансформатора и соОтветствующим выводом клещевого зажима включен коммутирующий алемент с нормально разомкнутым контактом, параллельно которому включен нормально разомкнутый контакт реле подключения схемы контроля, при атом коммутирующий элемент в цепи с заземленным концом вторичной обмотки включен между точкой заземления и .соответств кяним выводом клещевого зажима. ю

1 а

Источники информации, црииятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

Л" 1285573, кл, В 7 Н, опублик. 1972.

2. Патент C11IA М 3290668, кл, 340«255, опублик. 1966 (прототип);