Обтекатель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ< 885091
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Социалистических
Республик
1 » (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.07.7 9(2 l )27 94246/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано З0,11.81. Бюллетень М 44
Дата опубликования описания 05.12.81 (5I)M. Кл.
8 621.) 35/00
В 62D37/02
Гоеуаарстван ык комитет
СССР по делам изобретений н открытии (5З) АК 629.113..068(088.8) (72) Авторы изобретения
Е.А. Джайлаубеков, К.Б. Аубакиров и С.Ф.
Казахский научно-исследовательский и проек автомобильного транспорта (7l) Заявитель (54) ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для уменьшения лобового сопротивления транспортного средства при движении последнего путем устранения вихревых потоков воздуха.
Известны обтекатели для транспортного средства, установленные, например, на крыше грузового автомобиля и содержащие профилированнук пластину(1).
Укаэанный обтекатель при движении автомобиля направляет встречный воздушный поток на крышу полуприцепа-фургона, чем снижает его лобовое сопротивление.
Однако сам обтекатель оказывает
15 существенное влияние на поток встречного воздуха, поскольку эа обтекателем осаждается значительное разрежение и завихрения воздуха, а это уже ведет к увеличению лобового сопротивления,поэтому достигаемый данной конструкцией обтекателя как бы суммарный эффект не позволяет достаточно эффективно снизить аэродинамическое сопротивление автомобиля.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является обтекатель транспортного средства, преимущественно автофургона, устанавливаемый на крыше кабины и содержащий профилированную лобовую часть, выполненную из пластин, имеющих в сечении форму крыла, обращенных скругленной частью к набегающему воздушному потоку, разнесенных по высоте с образованием решетки и соединенных с опорными кронштейнами, расположенными с боковых сторон решетки(2).
Указанный обтекатель отклоняет встречный воздушный поток вверх и в боковые стороны, однако из-за своей значительной высоты обтекатель имеет собственное большое лобовое сопротивление, что ведет к снижению аэродинамического сопротивления самого транспортного средства.
885091
Цель изобретения - снижение аэродинамического сопротивления транспортного средства путем обеспечения возможности регулирования скорости обтекания воздушного потока с изменением направления последнего
Указанная цель достигается благодаря тому, что опорные кронштейны выполнены вогнутыми в сторону пластин в сечении горизонтальной плоскости, имеют скругленную верхнюю кромку и высоту, превышающую расположение верхней пластины лобовой части.
Кроме того, угол атаки пластин к набегающему воздушному потоку составляет
Угол наклона упомянутой решетки между горизонталью и осью, проведенной через одноименные точки указанных о пластин, составляет 40-89
Такое выполнение обтекателя позволяет не только отклонять воздушный поток, но и увеличивать его скорость после обтекателя, благодаря чему устРаняются вихревые воздушные потоки и повышается эффективность снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства.
На фиг. l изображен обтекатель, установленный на крыше кабины автофургойа, общий вид; на фиг.2-сечение А-А на фиг, 1; на фиг.3-пластина обтекателя, имеющая профиль крыла, а также показан угол атаки; на фиг.4-автофургон с, обтекателем, установленным на крыше кабины тягача, вид сбоку.
Обтекатель установлен на крыше 1 кабины тягача и содержит профилированную панель, имеющую лобовую часть и связанные с ней опорные кронштейны 2 и 3. Лобовая часть панели состоит из набора пластин 4, имеющих в сечении форму крыла (фиг.3). Эти пластины обращены скругленной частью к набегающему воздушному потоку и расположены на разной высоте с образованием решетки (фиг. 1). Одновременно с изменением высоты пластины 4 смещены относительно опорных кронштейнов 2 и
3 в сторону их задних.кромок.
Опорные кронштейны выполнены вогнутыми в сторону пластин в сечении горизонтальной плоскости и имеют скруп ленную верхнюю кромку. Кроме того, кронштейны имеют высоту, которая пс вышает расположение самой верхней пластины 4.
Диапазон угла атаки g(,(фиг. 3) каждой пластины, при котором пластина об5
Речным воздушным потоком без отРыва от его поверхности с ным сходом с задней кромки составляет
1-3О, Следует отметить, что угол атаки образован хордой профиля крыла и вектором V скорости воздушного потока. Пластины лобовой части могут быть выполнены и другого профиля, но
B этом случае обтекаемость их встречным воздушным потоком будет хуже, чем при вь полнении их профиля в виде крыла.
Угол > наклона решетки (фиг. 2) между горизонталью и осью, проведенной через одноименные точки пластин, образующих лобовую часть панели обтекателя, находится в пределах 40-89 и о направлен в сторону, противолежащую движению автофургона, Устройство работает следующим образом.
При движении транспортного средства набегающий встречный воздушный поток, проходя через решетку пластин, меняет свое направление а также скорость и плавно отбрасывается вверх и в сторону от фургона 5 (фиг. 4), не образуя завихрений за задними кромками 6 пластин 4. При прохождении воздушного потока через решетку пластин в результате уменьшения проходного сечения скорость воздушного пот ка увеличивается, т.е. скорость набегающего потока перед обтекателем будет меньше скорости после него.
Формула изобретения
1.. Обтекатель транспортного средства, преимущественно автофургона, ус- ° танавливаемый на крыше кабины и содержащий профилированную лобовую часть, выполненную из пластин, имеющих в сечении форму крыла, обращенных скругленной частью к набегающему воздушному потоку, разнесенных по высоте с образованием решетки и соединенных с опорными кронштейнами, расположенными с боковых сторонрешетки, отлича ющийся тем, что, с целью снижения аэродинамич еского сопротивления транспортного средства путем обеспечения воэможности регулирования скорости обтекания воздушного потока с изменением направления посл еднего, опорные кронштейны выполнены вогнутыми в сторону пластин в сечении горизонтальной плоскости, имеют скруг885091 ленную верхнюю кромку и высоту, превышающую расположение верхней пластины лобовой части.
2. Обтекатель по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что угол атаки пластин 3 к набегающему воздушному потоку составляет 1-30 . о
3, Обтекатель по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что угол наклонаупомянутой решетки между горизонталью и осью, проведенной через одноименные точки о указанных пластин, составляет 40-89 .
Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США % 3929369, кл. 296-1, опублик. 197 S.
2. Патент США hb 3819222, кл. 296-1, опублик. 1974, (прототип).
885091
Составитель Г. Петрова
Техред A. Дц Корректор М. Шароши
Редактор В. Пилипенко
ППП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 10420/25 Тираж 702 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5