Фурма

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ ()885286

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51)М. Клз (22) 3аявлено 101279 (21) 2849385/22-02 с присоединением заявки М

С 21 С 5/48

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.1181. Бюллетень Но44

Дата опубликования описания 30.1181 (53) УДК Е89.184. .142 (088.8) -(72) Автор изобретения

П.Ф.Костромин (71) Заявитель (54 ) ФУРМА

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве стали конверторным способом.

Известны фурмы для продувки расплавов кислородом, содержащие концентрично расположенные трубы и привод вращения (1).

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результат у к предлагаемой является. фурма для продувки расплавов кислородом, содержащая концентрично расположенные трубы,образующие тракты для подачи кис- . лорода, подвода и оФвода охладителя, головку с соплами, и привод вращения в виде турбины с регулятором угловой скорости, сальниковые уплотнения и упорный подшипник которого посредством трубы установлены на коллекторе (2) .

Недостатком известной фурмы является малая мощность привода, так как момент сопротивления вращению значительно превышает момент вращения, развиваемый осевой турбиной во внутренней трубе при максимальном давлении кислорода.

Цель изобретения — повышение надежности фурмй. 30

Поставленная цель. достигается тем, что в фурме для продувки расплавов, содержащей концентрично расположенные трубы, образующие тракты для подачи кйслорода, подвода и отвода охладителя, головку с соплами и привод вращения в виде турбины с регулятором угловой скорости, сальниковые уплотнения и упорный подшипник, посредством которого трубы установлены на коллекторе, привод вращения снабжен дополнительной турбиной, причем лопатки одной турбины расположены в тракте подвода, а другой — в тракте отвода охладителя, жестко закреплены на одной из труб, выполнены разнонаправленными, а .регулятор угловой скорости выполнен в виде кольца, жестко закрепленного на наружной трубе фурмы и имеющего паэ с клинообразной поверхностью одного края, при этом в пазу расположена подфурменная со бачка, имеющая возможность взаимодействия своим длинным плечом с клинообразной поверхностью края паза, а коротким — с храповым колесом, жестко закрепленным на коллекторе.

На фиг. 1 изображена фурма, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-A на фиг.1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2:.

885286

Фурма состоит из трубы 1 для подачи кислорода, из трубы 2 для подачи воды, из трубы 3 для отвода воды от головки 4, в которой трубы 1-3 жестко соединены между собой. Коллектор 5 является невращающейся частью фурмы. Сальниковые уплотнения

6 предотвращают утечку кислорода и воды. На упорный подшипник 7 через фиксированную гайку 8 опирается вращающаяся часть фурмы. Кольцо 9 жестко смонтировано на наружной трубе

3 и имеет окно, в котором одна стенка выполнена наклонной в виде клина с вершиной в направлении вращения фурмы. Собачка 10 имеет форму двухплечего рычага и подвижно соединена с кольцом 9 при помощи оси 11. В кольце 9 для оси 11 предусмотрены пазы. Пружины сжатия 12 упираются одним концом в заплечики собачки 10, а другим концом в кулачки 13, закрепленные на кольце с возможностью их передвижения; для этого в кольце 9 для винтов, крепящих кулачки, предусмотрены продолговатые пазы. Пружинная пластина 14 взаимодействует с длинным плечом собачки 10. Храповое колесо 15 с внутренней нарезкой периодически взаимодействует с собачкой 10 своим коротким плечом.

Буквой К (фиг. 1) условно обозначен патрубок, по которому подается кис,лород в трубу 1. буквой В обозначел ны патрубки,по которым подводится и отводится охлаждающая жидкость (вода).

Фурма работает следующим образом.

При подаче воды в фурму под давлением 12 атм и более, создается вращающий момент за счет давления воды на лопатки турбин в кольцевых каналах между трубами 1-2 и 2-3, когда вода подается к головке и обратно.

В зависимости от встречных потйков воды, лопатки турбин в каналах также имеют противоположное (встречное) направление.

Вращающий момент, превышающий значение момента сопротивления от сил трения в подшипнике и в сальниковых уплотнениях, приводит во вращение трубы 1-3, гайку 8 и кольцо 9, при этом собачка 10 коротким плечом периодически упирается в зуб храпового колеса 15, которое жестко соединено с невращающимся коллектором

5. При дальнейшем вращении кольца 9 вместе с трубами 1-3 начинают сжиматься пружины 12, противодействующие вращению, при этом собачка 10 пока не вращается, ась 11 скользит в пазах кольца 9 а клинообразная задняя стенка окна в кольце 9 начинает воздействовать на длинное плечо собачки, отжимает егб, и в тот момент, когда фурма под действием пружин 12 близка к остановке, собачка 10 выходит из зацепления с храповым колесом 15 ° Противодействие пружин 12 вращению прекращается, лалец

11. в пазу кольца 9 занимает исходное положение и фурма с кольцом 9, под воздействием воды на осевые турбины получает свободу вращения, пружинная пластина 14 утапливает длинное плечо собачки 10 в окне кольца 9, давая возможность короткому плечу собачки

26

10 упереться в следующий зуб храпового колеса 15.

Расстояние от зуба до зуба на храповом колесе 15 всегда больше, чем рабочий ход пружин 12. Усилие противодействия пружин вращению регулируется изменением их рабочего хода (величины сжатия) с помощью передвижения кулачков 13 в окне кольца 9.

Длина пазов в кольце 9 для оси 11 всегда несколько больше рабочего хода пружин 12 и рабочего хода клиновидной задней стенки окна в кольце 9, таким образом собачка клином выводится из зацепления с храповым колесом прежде чем пазы в кольце 9 упрутся в ось 11 °

Отрезок расстояния равный от 50-ти до 60% длины от зуба до зуба на храповом колесе, собачка свободно проходит вместе с кольцом 9, потом упирается в зуб неподвижного храпового водействовать вращению кольца 9, жестко соединенного с вращающейся фурмой и когда она близка к остановке, собачка под воздействием клина выходит из зацепления с храповым колесом и процесс повторяется. Таким образом обеспечивается медленное вращение фурмы. Шаг нарезки зуба на храповом колесе также может влиять на скорость вращения фурмы. На кольце 9 может быть выполнено несколько окон с плавающими собачками, а фурма может состоять из трех и более труб при наличии кольцевых каналов для охлаждающей. жидкости, в которых устанавливаются лопатки осевых турбин.

Нспольэование двух гидротурбин на одной фурме позволит повысить надежность привода вращения по сравнению с пневмотурбиной в кислородном канале и получить более компактный привод беэ быстроизнашивающихся деталей по сравнению с электромеханическим приводом.

Формула изобретения

Фурма для продувки распланов, Содержащая концентрично расположенные трубы, образующие тракты для подачи кислорода, подвода и отвода охладителя, головку с соплами и привод вращения в виде турбины с регулятором осевой скорости, сальниковые уплотненйя и упорный подшипник, посредством которого трубы установлены на оллекторе, отличающаяся колеса 15. Пружины 12 начинают проти885286

15 тем, что, с целью повышения надежности фурмы привод вращения снабжен . ,дополнительной турбиной, причем лопатки одной турбины расположены в тракте подвода, а другой в тракте отвода охладителя, жестко закреплены на одной из труб и выполнены разнонаправленными, а регулятор угловой скорости выполнен в виде кольца, жестко закрепленного на наружной трубе фурмы и имеющего паз с клинообразной поверхностью одного края, при этом в пазу расположена подпружиненная собачка, имеющая возможность взаимодействия своим длинным плечом с клинообразной поверхностью края паза, а коротким, — с храповым колесом, жестко закрепленным на коллекторе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 472981, кл. С 21 С 5/48, 1972.

2 ° Авторское свидетельство СССР

Р 414313, кл. С 21 С 5/48, 1972.

885286

17 б-д

Составитель Ф.Савицкий

Техред A.Бабинег Корректор С.Шекмар

Редактор Е.Лушникова

Филиал ППП "Патент,, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10451/35 Тираж б21 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5