Узел соединения ступицы гребного винта с валом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) б

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свиа-ву

{22) Заявлено 200779 (21) 2799986/27-11 с присоеаинениеи заявки М (23) Приоритет (53)М. Кл.

F 16 В 4/00

В 63 Н 1/20

В 63 Н 23/34 (осуаврствснный каиитвт во делам иэобретенкй к втхрыткй

Опубликовано 30.1 1.81. Бюллетень Рй 44

Дата опубликования описания 30.11.81 (53) УДК629.12. . 011. 76(088, 8) (72) Авторы изобретения Н.С. Высокородов, В.И. Серегин и В.А. Ов

Ленинградский институт водного транспо (71) Заявитель (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ СТУПИЦЫ ГРЕБНОГО

ВИНТА С ВАЛОМ

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования узлов соединения ступицы гребного винта с валом. Известен узел соединения ступицы гребного винта с валом, содержащий цилиндрическую промежуточную втулку с внутренней конической поверхностью, у ст ана вли ваемую между ступицей и валом (1) .

Недостаток указанного узла соединения заключается в низкой надежности закрепления ступицы на валу.

Цель изобретения — повышение надежности закрепления ступицы на валу.

Поставленная цель достигается тем, что цилиндрическая промежуточная втулка выполнена ступенчатой с кольцевыми выточками в местах перехода с меньшего диаметоа ступени на .больший, при этом средняя часть упомянутой втулки сопряжена со ступицей по напряженной посадке, а концевые ступени установлены с зазором к ступице.

Кроме того, внутренняя поверхность цилиндрической промежуточной втулки выполнена с поперечной расточкой.

На фиг.! изображен предлагаемый узел в свободном состоянии; на фиг.2то же, в собранном виде.

В ступице 1,имеющей цилиндрическую

1Ь ступенчатую расточку,при помощи напряженной посадки установлена своей средней частью А, равной 1/3 длины ступицы, промежуточная ступенчатая втулка 2, выполненная из стали. Концевые части втулки Б и В прилегают к торцам

lS ступицы и образуют с соответствующими частями ступицы зазоры S< и

Ступица 1 совместно с втулкой 2 насажена на гребной вал 3 путем ее осевого перемещения на расчетную величину h при помощи штатного гидропрессового устройства 4. На наружной поверхности втулки 2 выполнены кольцевые выточки 5 и 6. За счет де885646 формации втулки 2, облегченной выполнением этих канавок, происходит ликвидация зазоров S4 и S< и на контактных частях Б и В также создаются соответствующие натяги, Конусная поверхность, сопрягаемая с валом, имеет расточку в средней части.

Контроль действительной несущей способности соединения втулка-ступица осуществляется на заводе-изготовителе путем нагружения его пробным осевым усилием.

Посадка должна обеспечивать передачу расчетного крутящего момента. В исходном положении между посадочными частями Б и В втулки и ступицы назна,чаются расчетные зазоры S, которые ликвидируются npvl насадке гребного винта на гребной вал путем его осевого перемещения при помощи штатно.го гидропрессового устройства 4 на расчетную величину h, Ha контактных частях Б и В при этом создается расчетное давление, увеличивающее несущую способность соединения втулкаступица.

Несущая способность соединения гребной вал-втулка определяется при монтаже гребного винта путем установки его по расчетному осевому усилию

Контактное давление на часть Б, т.е. в носовой части ступицы со стороны подвода мощности, назначается возможно малым с тем, чтобы при действии инерционного момента, превышающего расчетный, временное проворачивание контактных поверхностей ступицы и втулки происходило только на части Б, осуществляя фрикционное демпфирование.

В эксплуатации температура воды в южных широтах достигает 2 С, темпера тура же, при которой осуществляется монтаж, нередко бывает -25 С. Это обстоятельство накладывает дополнительные трудности на эксплуатацию гребных винтов, изготовленных из цветных сплавов. Вследствие большой разности коэффициентов линейного расширения материала винта и вала происходит взаимное смещение их контактных частей, которое снижает усталостную прочность вала за счет появляющейся фреттинг-коррозии.

Предлагаемое соединение детали с валом полностью исключает возможность взаимного перемещения контактных

10 частей вал-втулка. Температурные перемещения контактных частеи валвтулка на усталостную прочность соединяемых деталей не влияют. Известно, что при взаимном перемещении сопрягающихся по напряженной посадке деталей, если:контактные давления на их частях не превышают предел упругости, не происходит снижения несущей способности соединения.

Формула изобретения

1, Узел соединения ступицы гребнод ro винта с валом, содержащий цилиндрическую промежуточную втулку с внутренней конической поверхностью, устанавливаемую между ступицей и валом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности . закрепления ступицы на валу, цилиндрическая промежуточная втулка выпол,нена ступенчатой с кольцевыми выточками в местах перехода с меньшего диаметра ступени на больший, при этом средняя часть упомянутой втулки сопряжена со ступицей по напряженной посадке, а концевые ступени установлены с зазором к ступице.

40 2. Узел соединения по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что виутренняя поверхность цилиндрической ripoмежуточной втулки выполнена с поперечной расточкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 229993, кл. B 63 Н 1/14, 1979

885646

Составитель Б. Даньшин

Редактор М. Ткач Техред Э.Вереш Корректор А ференц

Заказ 10499/52 Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делан изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4