Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ K ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 886143 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31. 03. 80 (2I ) 2901200/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51)М. Кл, Н 02 К 1/18

1пеударствеииый комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30. 11. 81. Бюллетень ¹ 44

Дата опубликования описания 30. 11..8 1 (53) УДК 621.

° 313.04 (088.8) !

/

Ленинградское производственное электромашиностроительное---, объединение "Электросила" им. С.М.Кирова (7l), Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, более конкретно к конструкции статора электрической машины, например гидрогенератора.

Известен статор электрической машины, содержащий шихтованный сердец- 5 ник, закрепленный в корпусе, нажимные гребенки, расположенные с торцов сердечника и стянутые шпильками, опорные болты, размещенные в выступающей над корпусом статора части нажимной гребенки, опирающиеся на корпус и подпружиненные упругими элементами fl 1.

Однако такое устройство не обеспечивает возможности радиального смещения нажимных гребенок относительно корпуса статора при тепловых расширениях сердечника во время работы электрической машины, или при сборке статора с радиальным натягом между корпусом и сердечником, собранным в кольцо. Это может привести к излому опорного болта, проскользыванию и контактной коррозии между нажимной гребенкой и сердечником, нарушению цилиндрической формы сердечника, что снижает надежность -электрической машины.

Наиболее близким к предлагаемому является статор электрической машины, содержащий корпус, установленный в нем шихтованный сердечник, расположенные с торцов нажимные гребенки, часть каждой из которых перекрывает корпус, а другая часть — сердечник, шпильки; стягивающие сердечник, и опорные болты, установленные в перекрывающих корпус частях нажимных гребенок.

Края нажимных гребенок, расположенные над корпусом статора, опираются на брусья, независимые от корпуса статора. Сердечник опирается на корпус через антифрикционные прокладки. Усилие, сжимающее шихтованный сердечник, не вызывает сил трения

886143

Формула изобретения препятствующих радиальному смещению сердечника относительно корпуса 2 ).

Однако известное устройство обладает повышенной сложностью, необходимостью ослабления корпуса вырезами для размещения опорных брусьев.

Кроме того, силы трения скольжения, препятствующие радиальному смещению сердечника относительно корпуса, хотя и значительно снижены, но не исключены полностью и сохранились возможность контактной коррозии в месте опоры сердечника на корпус при относительных радиальных смещениях сердечника и корпуса в работе, что сни-. жает надежность электрической машины.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения возможнос-, 20 ти радиального смещения нажимных гре-. бенок относительно корпуса.

Укаэанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины между торцом корпуса и нажимными гребенками размещены цилиндрические катки, продольные оси которых направлены тангенциально, каждый каток разделен. параллельно торцу сердечника плоскостью на две части, каждый опорный

30 болт установлен в проходном отверстии, выполненном в нажимной гребенке и сквозном резьбовом отверстии, выпол ненном в части катка, прилегающей к нажимной гребенке, и концом упирается в часть катка, прилегающую к тор35 цу корпуса статора.

Части катка скреплены посредством штиФтов.

B отверстиях нажимных гребенок размещены навернутые на опорные болты разьбовые втулки, имеющие на стороне, обращенной к катку, фланец,, опирающийся своей торцовой поверхностью на площадку, выполненную в . части катка, прилегающей к нажимной гребенке.

Каждый опорный болт имеет цилиндрический наконечник, который размещен в глухом отверстии, выполненном в части катка, прилегающей к торцу корпуса статора.

На фиг. 1 изображен статор гидрогенератора, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг.3— разрез Я-Я на фиг. 2; на фиг, 4 — 55 узел I на фиг. 1, вариант исполнения; на фиг. 5 — то же, одно из возможных рабочих положений.

На торцах шихтованного сердечника 1 расположены нажимные гребенки 2, стянутые шпильками 3. Между нажимной гребенкой и корпусом 4 статора помещен цилиндрический каток 5, разделенный плоскостью на две части б и 7.

Длина цилиндрического катка не превышает линейного размера нажимной гребенки по линии прилегания. катка.

Диаметр цилиндрического катка равен осевому расстоянию между торцом сердечника и нажимной гребенкой. В части катка б выполнены два сквозных резьбовых отверстия 8, в которые ввинчены опорные болты 9, опирающиеся на плоскую поверхность 10 части 7 катка. Опорные болты 9 проходят с зазором через отверстие 11 в нажимной гребенке. Части 6 и 7 катка соединены двумя штифтами 12. На опорный болт навинчена резьбовая втулка 13, снабженная фланцем 14, имеющим диаl метр, равный диаметру отверстия 15 в нажимной гребенке. Реэьбовая втулка опирается на площадку 16, выполненную на цилиндрической поверхности 17 части 6 катка. Часть 7 катка снабжена двумя глухими цилиндрическими отверстиями 18, в которые входят наконечники 19 опорных болтов 9.

При тепловых или электромагнитных деформациях шихтованного сердечника статора нажимные гребенки смещаются относительно корпуса статора в радиальном направлении. При этом цилиндрический каток поворачивается вокруг своей оси, а опорный болт меняет свое угловое положение относительно нажимной гребенки в радиальной плоскости, что обеспечивается гарантированным зазором между опорным болтом и отверстием в нажимной гребенке.

В предлагаемой. конструкции трение скольжения заменено трением качения, что повышает надежность статора электрической машины.

1. Статор электрической машины, содержащий корпус, установленный в нем шихтованный сердечник, расположенные с торцов нажимные гребенки, часть каждой из которых перекрывает корпус, а другая часть — сердечник, шпильки, стягивающие сердечник, и опорные болты, установленные в пере886!

5 крывающих корпус частях нажимных гребешок, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения радиального смещения гребенок относительно корпуса, у между торцом корпуса и нажимными гребенками размещены цилиндрические катки, продольные оси которых направлены тангенциально, каждый каток разделен параллельной торцу сердечника 1© плоскостью на две части, каждый опорный болт установлен в проходном отверстии, выполненном в нажимной гребенке и сквозном резьбовом отверстии,. выполненном в части катка, при- М .легающей к нажимной гребенке, и кон" цом упирается в часть катка, прилегающую к торцу корпуса статора.

2. Статор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что части катка скреплены посредством штифтов.

43 4

3. Статорпоп. 1,отличаю" шийся тем, что в отверстиях нажимных гребенок размещены навернутые на опорные болты резьбовые втулки, имеющие на стороне, обращенной к катку, фланец, опирающийся своей торцовой поверхностью на.площадку, выполненную в части катка, прилегающей к зажимной гребенке.

4. Статор по пп. 1 и 3, о т л ич а ю шийся тем, что каждый опорный болт имеет цилиндрический на" конечник, который размещен в глухом отверстии, выполненном в части катка, прилегающей к торцу корпуса статора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР

1 517972, кл. H 02 K l/18, 1975.

2. Патент Швейцарии М 503497, кл. Н 02 К 1/18, 1972.

886143

Составитель A. Воинов

Редактор E. Дичинская Техред З.Фанта

Корректор M. лароши

Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, M-35, Раувская наб., д. 4/5

Заказ 10553/72

Филиал flflfl "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4