Способ кинематического корригирования профилей зубьев конических зубчатых пар
Иллюстрации
Показать всеРеферат
7 И (Ii) SS
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Совс1окнх
Социалистических
Республик
К АВТОР СНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.12.79 (21) 2859028/25-08 с присоединением заявки № (51) М. Кл.
В 23F 5/18
//В 23F 9/12
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.914.04:
:621.833 (088.8) (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 с
r г!
Л. К. Семенов, В. В. Зайцев и В. И. ПрилепскийСаратовское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих станков (72) Лвторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ КИНЕМАТИЧЕСКОГО КОРРИГИРОВАНИЯ
ПРОФИЛЕЙ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПАР г,=о,+8о,— 90, U,= о1поо
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к изготовлению конических зубчатых колес и может использоваться для изготовления методом обкатки конических зубчатых колес с прямыми и криволинейными зубьями. 5
Известны способы кинематического корригирования профилей зубьев конических зубчатых пар, зубчатые колеса которых формируют производящими колесами с коническими аксоидами (1). 10
Переход от плоского аксоида к коническому приводит к изменению кривизны профиля зуба.
Цель изобретения — устранение подрезания, уменьшение профильного сколь- 15 жения на шестерне и получение равнопрочных зубьев пары. Это достигается тем, что шестерню формируют производящим колесом с вогнутым, а колесо — с выпуклыми аксоидами, сумма углов при вершине кото- 20 рых меньше или равна 180 .
На чертеже показано сечение совмещенного станочного зацепления плоскостью, проходящей через оси нарезаемых и производящих колес. 25
Формирование зубьев шестерни 1 и колеса 2 с коническими аксоидами 3 и 4 в станочном зацеплении производят парой производящих колес 5 и 6 с коническими аксоидами 7 и 8. Аксоиды 3 и 4 имеют углы з0
2 при вершине á и б>, а аксоиды 7 и 8 производящих колес 5 и 6 имеют углы при веРшине до1 и 6р2 бо))90, а доз(180 — Opt.
Для получения угла бо1 аксоида 7 устанавливают на зубообрабатывающем станке угол бабки изделия Г, и передаточное отношение U> обкатки, величины которых определяют по формулам:
Одновременно с этим с помощью соответствующих устройств станка обеспечивают движение вершин резцов в процессе нарезания зубчатого колеса вдоль дна впадин.
Аналогичным путем получают аксоид 8.
Если бо1+ 6pq — — 180 и используется единая производящая поверхность для шестерни и колеса, то в соответствии с первым способом Т. Оливье образуется пара зацепляющихся поверхностей с линейным контактом и постоянным передаточным отношением.
Углы конусов аксоидов влияют на кривизну профилей зубьев нарезаемых колес.
Так, профильные кривизны К1 и К2 боковых поверхностей зубьев шестерни и колеса соответственно, формируемых производящей поверхностью с нулевой профильной
887O9i
Подписное
Изд. № 648
Заказ 2516, 17
Тираж 1148
Типография, пр Сапунова, 2 кривизной, в точках на станочных аксоидах определяются по формулам:
К, = """" (ctg В, + ctg а„);
Р $1па соаа;;
К, " (ctg6, + ctg3„), $in а где P — угол наклона линии зуба; а — угол профиля;
R — конусное расстояние.
При равных величинах ctg6$< и ctg6„2 профильная кривизна К1 шестерен получается больше, чем К2 у колеса, если передаточное отношение U в паре не равно 1 (б> б2) . Для получения равнопрочных зубьев шестерни и колеса необходимо выравнять кривизны профилей зубьев. Для этого в соответствии с настоящим изобретением следует увеличить угол 6z> и уменьшить угол ба . Тем самым кривизны К1 и К перераспределяются в нужном направлении.
Пары с полным профильным контактом имеют повышенную чувствительность к погрешностям изготовления и монтажа, а также неудовлетворительные условия пересопряжения зубьев. Для улучшения этих показателей необходим локализованный по профилю контакт в паре. Такой контакт получается, если бо +бо$(180 .
Уменьшение профильной кривизны зуоа шестерни уменьшает опасность подрезанпя зуба и относительное профильное скольжение на шестерне. Кроме того, перераспреде5 ление профильной кривизны зубьев пары приводит к выравниванию изгибной и контактной прочности за счет повышения прочности зубьев шестерни.
Формула изобретения
Способ кинематического корригировання профилей зубьев конических зубчатых пар, 15 зубчатые колеса которых формируют производящими колесами с коническими аксоидами, отличающийся тем, что, с целью устранения подрезания, уменьшения профильного скольжения на шестерне и полу20 чения равнопрочных зубьев пары, шестерню формируют производящим колесом с вогнутым, а колесо — с выпуклыми аксоидами, сумма углов при вершине которых меньше или равна 180 .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 1982023, кл. 90 — 5, 80 опубли к. 1934.