Устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
11 11887276
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ий
Союз Советских
Соцналнстнческих
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 716883 (22) Заявлено 27.11.78 (21) 2690597/27-11 с присоединением заявки № (51) М.К .
В 60Н 3/00
F 24F 5/00
СССР по делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (53) УДК 629.113.06:
:628.8 (088.8)
l
1 ". -.--.
I .. с
Ю. В. Маллой и Е. А. Малинин
Центральный ордена Трудового Красного Знамен научно-исследовательский автомобильный и автомоторный ститут (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА В КУЗОВЕ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Государственный комитет ) (23 Приоритет
Изобретение относится к транспортным средствам и касается кондиционирования воздуха в их кузове.
По основному авт. св. № 716883 известно устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства, содержащее установленный на крыше кузова кондиционер, состоящий из корпуса, сообщающегося с атмосферой, и смонтированных в нем блоков конденсатора и испарителя с вентиляторами, и воздуховод, расположенный под крышей и сообщающийся с корпусом кондиционера и с салоном кузова; корпус кондиционера выполнен составным из двух разобщенных отсеков, блоки конденсатора и испарителя с вентиляторами расположены в различных отсеках корпуса, разделяя их на полости, при этом вентиляторы установлены в обращенных друг к другу полостях указанных отсеков, а с атмосферой и с воздуховодом связаны полости отсеков, расположенные за испарителем, перед вентиляторами и за конденсатором (1).
Однако указанное устройство в режиме приточной вентиляции и при рециркуляционной вентиляции не обеспечивает высокой степени воздухообмена и не обладает необходимой эффективностью при охлаждении воздуха, в кабине при очень высоких температурах окружающего воздуха (выше
+45 ).
Целью изобретения является повышение комфортабельности в салоне кузова, в частности в кабине, в жаркое время года путем обеспечения принудительно-вытяжной вентиляции и охлаждения приточного и рециркуляционного воздуха за счет повышения эффективности охлаждения конденса10 тора.
Эта цель достигается тем, что устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства снабжено дополнительным вентилятором, расположенным в полости
15 за конденсатором перед люком, сообщающим эту полость с атмосферой.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, работающее в режиме принудительно-вытяжной вентиляции; на фиг. 2—
20 то же, в режиме охлаждения приточного воздуха с выходом его вверху салона; на фиг. 3 — то же, с выходом воздуха вверху и внизу салона; на фиг. 4 — то же, при охлаждении рециркуляционного воздуха с
25 принудительным обдувом конденсатора.
Устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства содержит установленный на крыше кузова кондиционер, состоящий из корпуса 1 и смонтиро30 ванных в нем блока испарителя 2 и блока
887276
35
3 конденсатора 3. Корпус кондиционера выполнен составным из двух разобщенных отсеков Л и b. Блоки испарителя 2 и конденсатора 3 с вентиляторами 4 и 5 расположены в различных отсеках корпуса, разделяя их на полости. Вентиляторы 4 и 5 расположены в обращенных друг к другу полостях б и 7 указанных отсеков.
Под крышей кузова расположен воздуховод 8, снабженный отводящим патрубком
9, выход которого находится между сиденьями в нижней части салона. В верхней части воздуховода 8 выполнены вентиляционные отверстия 10. Полость 11, расположенная за испарителем 2, сообщена при помощи люка 12 с атмосферой и при помощи люка 13 — с воздуховодом 8. Полость
l4, расположенная за конденсатором 3, при помощи люка 15 сообщена с атмосферой, а при помощи люка lб — с воздуховодом 8.
11олости 6 и 7 перед вентиляторами 4 и 5 посредством люков 17 и 18, закрываемых заслонками, связаны с воздуховодом 8, и посредством люков 19 и 20, также имеющих заслонки, — с атмосферой. В верхней части воздуховода 8 выполнены люки 21, 22 и 23, закрываемые отдельными заслонками. Устройство снабжено дополнительным вентилятором 24, расположенным в полости 14 за конденсатором 3 перед люком
15, сообщающим эту полость с атмосферой,.
Если транспортное средство стоит или движется с небольшой скоростью в жаркое время года при температурах окружающего воздуха не выше 30"С и небольшой степени его запыленности, целесообразно использование принудительно-вытяжной вентиляции (фиг. 1). 11ри этом наружный воздух забирается вентилятором 4 через открытый люк 19, проходит через блок испарителя 2 и из воздуховода Ь сверху поступает в салон. Находящийся в салоне воздух забирается снизу через отводящий патрубок 9 с помощью дополнительного вентилятора 24 и через люк 15 выбрасывается в атмосферу. Благодаря этому обеспечивается интенсивная циркуляция воздуха в салоне кузова.
При движении транспортного средства в жаркое время года по дороге с невысокой степенью запыленности может производиться охлаждение наружного воздуха (фиг. 2).
В этом случае наружный воздух забирается вентилятором 4 и поступает в испаритель 2, куда подается холодильный агент. В испа-рнтелс 2 воздух охлаждается, после чего сверху через отверстия 10 в воздуховоде 8 поступает в салон. Для конденсации паров холодильного агента, поступающего из испарителя 2 в конденсатор 3, наружный воздух с помощью вентилятора 5 подается в блок конденсатора 3, а с помощью вентилятора 24 вытягивается в атмосферу. Наличие вентиляторов на входе и выходе блока конденсатора 3 позволяет осуществлять его охлаждение и интенсифицировать процесс конденсации паров холодильного агента.
Охлажденный воздух может подаваться в салон и сверху и снизу одновременно (фиг. 3). Для этого открываются люки 21, 22 и 23, воздух проходит в верхней части воздуховода 8 и по отводящему патрубку
9 снизу поступает в салон.
Если наружный воздух имеет высокую степень запыленности, включается режим охлаждения рециркуляционного воздуха (фиг. 4). При этом в испаритель 2 для охлаждения подается воздух, забираемый вентилятором 4 непосредственно из салона.
Воздух забирается снизу и проходит по отводящему патрубку 9 и через открытые люки 23, 22 и 17 в верхней части воздуховода.
Изобретение существенно расширяет функциональные возможности кондиционера, повышая комфорт внутри салона транспортного средства, в частности в кабине водителя, облегчая условия его труда.
Формула изобретения
Устройство для обработки воздуха в кузове транспортного средства по авт. св, Хэ 71б883, о тл и ч а ю ще е ся тем, что, с целью повышения комфортабельности в салоне кузова в жаркое время года путем обеспечения принудительно-вытяжной вентиляции салона и охлаждения приточного и рециркуляционного воздуха за счет повышения эффективности охлаждения конденсатора, оно снабжено дополнительным вентилятором, расположенным в полости за конденсатором перед люком, сообщающим эту полость с атмосферой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Хо 71б883, кл. В 60Н 3/00; F 24F 5/00, 1977 (прототип) .
887276
Фиа
Составитель Л. Смольская
Техред Л. Куклина
Корректор 3. Тарасова
Редактор Г. Бельская
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 2341/14 Изд. № 618 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5