Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i i) 837285
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
А ТОРСИОМУ СВйдЕТЕДЬС ВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.11.79 (21) 2845282i27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень ¹ 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (51) М. Кл. а
В 60 К 41/06
Государственный комитет (53) УДК 029;113.585. .2 (088.8)
g ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. П. Тарасик, И. П. Ксеневич, П. А. Аме
С. Д. Галюжин, А. С. Солонский и В. И.
Могилевский машиностроительный инс
1 ! ф (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
CP ЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортной техники и, в частности, к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией самоходной машины с дизельным двигателем и всережимным ре- 5 гулятором.
Известно устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее исполнительный механизм, гидравлически связанный посред- io ством электрогидравлических клапанов с преобразователями сигналов управления, кинематически связанный с топливным насосом аналого-дискретный преобразователь, выполненный в виде корпуса, в котором установлены две гильзы, образующие в нем управляющую полость, и золотника, установленного в гильзах с возможностью сообщения управляющей полости с соответствующими преобразователями сигна- 2о лов управления (1).
Недостатком данного устройства является сложность его конструкции.
Цель изобретения — упрощение конструкции устройства. 25
Поставленная цель достигается тем, что аналого-дискретный преобразователь установлен в корпусе топливного насоса, а его управляющая полость связана с магистралью низкого давления, а золотник — 30 непосредственно с рейкой упомянутого насоса.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства для автоматического переключения передач транспортного средства в нейтральном положении; на фиг.2— схема питания аналого-дискретного преобразователя рабочей жидкостью.
Устройство содержит всережимный регулятор двигателя 1, аналого-дискретный преобразователь 2, два преобразователя 3 и 4 сигнала управления в виде давления рабочей жидкости в электрический сигнал управления включением высшей или низшей передачи, два электрогидравлических клапана 5 и б и исполнительный механизм 7.
Аналого-дискретный преобразователь 2 расположен в корпусе блока 8 топливного насоса и регулятора двигателя. Он состоит из золотника 9 и двух гильз 10 и 11. 3олотник 9 соединен тягой 12 с рейкой топливного насоса 13. Гильзы 10 и 11 расположены в корпусе блока 8 и взаимодействуют с профильными кулачками 14 и 15.
Взаимодействие кулачков 14 и 15 сгильзами 10 и 11 обеспечивается силой давления рабочей жидкости в управляющей полости 1б на торцы упомянутых гильз.
Кулачки 14 и 15 соединены механизмом, 887285 например с помощью рычагов 17 и 18 и тяг
19 и 20, с рычагом 21 управления регулятором двигателя. По каналу 22 в полость
16 подводится в качестве рабочей жидкости дизельное топливо из системы низкого давления топливного насоса, которое в зависимости от положения золотника 9 относительно радиальных отверстий 23 и 24 подается по каналам 25 и 26 к преобразователям 3 или 4. Слив рабочей жидкости происходит при открытии золотником радиальных отверстий 27 и 28 по каналам 29 и
30 в топливный бак 31.
Таким образом, аналого-дискретный преобразователь 2 служит для преобразования аналогового сигнала в виде перемещения золотника 9 в дискретные сигналы управления в виде давления рабочей жидкости в каналах 25 или 26.
Преобразователи 3 и 4 преобразуют сигналы управления в виде давления рабочей жидкости в каналах 25 или 26 в электрический сигнал управления включением высшей или низшей передачи.
От преобразователей 3 и 4 электрический сигнал управления поступает к электромагнитам 32 и 33 электрогидравлических клапанов 5 и 6, к которым из гидросистемы коробки передач по каналу 34 под давлением подается масло. При включении соответствующего электрогидравлического клапана масло по каналу 35 или 36 подается в исполнительный механизм 7, с помощью которого происходит включение высшей или низшей передачи.
Устройство работает следующим образом.
При настройке двигателя на максимальный скоростной режим и загрузке, близкой к номинальному крутящему моменту, золотник 9 находится в нейтральном положении и сигнал управления на переключение передачи не поступает. При уменьшении нагрузки частота вращения вала двигателя возрастает, и золотник 9 под действием центробежной силы инерции грузов
37 регулятора двигателя, преодолевающей усилие пружины 38, перемещается вправо.
При загрузке двигателя на 70 —:80 /о от номинального крутящего момента золотник
9 открывает радиальное отверстие 23, сообщая тем самым канал 22 с каналом 25.
Таким образом, сигнал управления в виде давления рабочей жидкости поступает к преобразователю 3 и после преобразования в электрический сигнал управления происходит включение электромагнита 32, электрогидравлический клапан 5 направляет масло под давлением из канала 34 по каналу 35 в исполнительный механизм
7, с помощью которого происходит включение высшей передачи. После включения высшей передачи нагрузка на двигатель увеличивается, а частота вращения вала уменьшается, золотник 9 перемещается
Зо
З5
65 влево, открывает радиальное отверстие 27, и по каналу 30 происходит слив рабочей жидкости в топливный бак 31. При превышении загрузки двигателя на 5 —:10 О/о по сравнению с номинальным крутящим моментом золотник 9 сообщает канал 22 с каналом 26 путем открытия радиального отверстия 24. С помощью преобразователя 4, электромагнита 33, электрогидравлического клапана 6 и исполнительного механизма 7 происходит включение низшей передачи.
Таким образом, при настройке двигателя на максимальный скоростной режим обеспечивается его работа в диапазоне, близком к номинальному крутящему моменту.
При настройке двигателя на частичные скоростные режимы для получения оптимальных характеристик переключения передач при минимальном удельном расходе топлива профильные кулачки 14 и 15 устанавливают гильзы 10 и 11 в различные положения в зависимости от настройки скоростного режима, определяемого углом поворота рычага 21 управления регулятором двигатсля. Переключение передач происходит при переменных положениях золотника 9 относительно корпуса 8. Профили кулачков 14 и 15 выполнены таким образом, чтобы характеристика изменения порогов срабатывания аналого-дискретного преобразователя соответствовала оптимальным характеристикам переключения передач.
Устройство имеет простую конструкцию, обеспечивает надежность в работе и получение оптимальных характеристик переключения передач.
Формула изобретения
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее исполнительный механизм, гидравлически связанный посредством электрогидравлических клапанов с преобразователями сигналов управления, кинематически связанный с топливным насосом аналого-дискретный преобразователь, выполненный в виде корпуса, в котором установлены две гильзы, образующие в нем управляющую полость, и золотника, установленного в гильзах с возможностью сообщения управляющей полости с соответствующими преобразователями сигналов управления, о тл и ч а ю ще е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, аналогодискретный преобразователь установлен в корпусе топливного насоса, а его управляющая полость связана с магистралью низкого давления, а золотник — непосредственно с рейкой упомянутого насоса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2726015, кл. В 60 К 41/06, 25.12.78.
Редактор T. Морозова
Составитель Мусилович
Техред Л. Куклина
Корректор Е. Давыдкина
Заказ 2342/9 Изд. № 616 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2