Грузоподъемная тележка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<»>887328

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.04.80 (21) 2904341/27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (51)М.Кл.з В 62 В 3/06

Государстееннык комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.111.31 (088.8) (72) Авторы изобретеногя Б. А. Комель, А. П. Свистун, В. Н. Кондра

Г. Б. Маврин, Ю. М. Солуянов, В. Е. Евг и Е. П. Гладких (71) Заявитель

Краснодарский филиал

Всесоюзного научно-исследовательского инс по монтажным и специальным строительным (54) ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ ТЕЛЕЖКА

Изобретение относится к подъемнотранспортным устройствам и может быть применено при выполнении монтажных работ, а также при перемещении грузов на поддонах, в таре или штучных грузов на складах и предприятиях.

Известна грузоподъемная тележка, содержащая вилы с опорными катками на своих концах, соединенные поперечиной, связанной со штоком гидроцилиндра, установленного вертикально на поворотной ходовой части. В вилы этой тележки встроен подъемный механизм, состоящий из соединенных тягами рычагов, один из которых шарнирно связан с поворотной ходовой частью, а другой — с опорными катками на концах вил (1).

Недостатками этой тележки являются горизонтальные колебания и малая высота подъема вил.

Известна грузоподъемная тележка, содержащая опирающиеся на опорные катки вилы, соединенные поперечиной, шарнирно связанной со штоком гидроцилиндра, установленного вертикально на управляемой ходовой части тележки, и шарнирно-рычажный механизм подъема указанных вил, шарнирно связанный .с ходовой частью и опорными катками (2).

Однако применению такой тележки при выполнении других работ, в частности монтажных, препятствует небольшая высота подъема вил и низкая точность установки груза. Ограничение высоты подъема тележки предопределено самой конструкцией механизма подъема, встроенного в вилы. Так, высота подъема у нее находится в прямой зависимости от длины большого плеча рычага, на котором установлен опорный каток. С увеличением этого плеча необходимо пропорционально удлинять меньшее плечо — для сохранения прежних усилий в тяге. Но при существующей высоте профиля вил (которая принята исходя из высоты салазок поддона) невозможно значительное увеличение меньшего плеча рычага. Для увеличения высоты подъема можно неограниченно удлинять лишь большее плечо рычага, в результате чего неизбежен рост усилий в тяге, которая работает в невыгодном режиме — на осевое сжатие и продольный изгиб. Для обеспечения продольной устойчивости тяги в этом случае следует увеличить площадь ее поперечного сечения, что приведет к повышению расхода материала и к укорочению меньшего плеча рычага. Последнее, в свою очередь, вызовет дальнейший, рост сжимающих усилий в тяге и т. д. Поэтому

887328 такой механизм подъема, встроенный в вилы, обеспечивает высоту подъема вил не более 150 мм.

Кроме того, в указанной тележке вилы, вследствие крепления к качающимся рычагам, при подъеме и опускании совершают колебательное движение относительно ходовой части, опорных катков и пола. Поэтому возможна лишь грубая установка груза, а необходимая точность установки при монтаже может быть достигнута применением дополнительных средств, например, специальных домкратов или таких средств, как лом и кувалда.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем увеличения высоты подъема и повышения точности установки груза.

Для этого тележка снабжена закрепленной на поперечине вертикальной направляющей .для ограничения горизонтального перемещения вил, механизм подъема состоит из двух пар шарнирно сочлененных рычагов, при этом верхние концы рычагов каждой пары шарнирно закреплены на указанных вилах, а нижние концы и шар.ниры сочленения рычагов кажд ой пары шарнирно связаны тягами, причем опорные катки закреплены на одном из нижних шарниров указанных рычагов, а .другой нижний шарнир последних связан с ходовой частью тележки.

Кроме того, катки могут быть расположены между шарнирами сочленения рычагов каждой пары.

На фиг. 1 схематично изображена тележка, вид сбоку; на фиг. 2 — кинематическая схема механизма подъема, встроенного в вилы, вид сверху.

Грузоподъемная тележка состоит из вил

1, соединенных в основании поперечиной 2, кронштейн 3 который шарниром 4 связан со штоком гидроцилиндра 5. Для обеспечения работоспособности тележки шарнир

4 выполнен плавающим в горизонтальной плоскости, например установлен в горизонтальном пазу а кронштейна 3. Гидроцилиндр установлен вертикально на управляемой ходовой части, например, на спаренных колесах б. Встроенный в вилы механизм подъема выполнен следующим образом. На шарнирах 7 и 8, установленных соответственно в основании и на конце вил, закреплены параллельные рычаги 9,и

10, которые шарнирами 11 и 12 связаны с другой парой параллельных рычагов 13 и

14, снабженных на противоположных концах шарнирами 15 и 16. Шарниры 11 и 12 соединены тягой 17, а шарниры 15 и 17 тягой 18. Шарниры 7 и 15, а также 8 и 16 размещены попарно в плоскостях, параллельных между собой и оси гидроцилиндра 5. Таким образом, вилы, рычаги и тяги образуют два смежных шарнирных параллелограмма, связанных ебщими шарнира5

Зо

65 ми 11 и 12. На нижнем конце рычага 14 установлен опорный каток 19, а нижний конец рычага 13 посредством шарнира 15, стержня 20 и шарнира 21 соединен с ходовой частью. Выполнив соединение рычагов и тяг шарнирами, как показано на фиг. 2, можно обеспечить полное складывание параллелограммов, т. е. горизонтальное расположение всех их звеньев внутри вил при опускании последних до уровня пола. Поперечина 2 снабжена направляющей 22, выполненной, например, в виде втулки, сопряженной с наружной поверхностью гидрецнлиндра с возможностью поступательного перемещения вдоль оси гидроцилиндра. При невозможности установки гидроцилиндра с соответствующим образом обраоотанной наружной поверхностью, в качестве зле мента, взаимодействующего с направляющей 22, может быть использован закрепленный на ходовой части параллельно осн гидроцилиндра стержень, по длине равный ходу поршня в цилиндре.

Однако этот вариант тележки более сложен в конструктивном отношении и более материалоемок.

На ходовой части также закреплен гидронасос 23 с рукояткой 24, которая одновременно служит водилом.

Для умень щения материалоемкости тележки целесообразно каток 19 разместить между параллельными оси гидроцилиндра плоскостями, в которых расположены общие шарниры 11 и 12, т. е. необходимо обеспечить складывание шарнирных параллелограммов по направлению к концам вил.

В этом случае тяга 17, представляющая собой стержень большого удлинения, будет работать только на растяжение, поэтому ее сечение может быть меньшим, чем при складывании параллелограммов по направлению к поворотной ходовой части, когда тяга 17 будет работать на сжатие и продольный изгиб.

Тележка работает следующим образом.

Тележку с опущенными вилами падводят под опорные поверхности поддона, ящика или отдельного груза. Насосом 23 подают рабочую жидкость в гидроцилиндр

5 под поршень, который воздействует штоком на шарнир 4 и поднимает вилы. Расположение шарнира 4 в пазу а кронштейна 3 исключает поперечные нагрузки на шток, которые могут возникать либо за счет неточной сборки, либо за счет сил упругих деформаций вил в процессе работы тележки. В результате исключаются поперечный изгиб и внецентренное сжатие, а шток нагружен только осевыми нагрузками. Поэтому поперечное сечение штока может быть подобрано минимальным, исходя из допускаемых напряжений материала при сжатии и условия устойчивости при максимальном выходе. Кроме того, исклю887328 ченпс изгиба штока обеспечит меньший износ уплотнений гидроцилиндра, и, как следствие, больший срок службы. При подъеме вил, благодаря взаимодействию направляющей 22 с наружной поверхностью гидроцилиндра, задается закон прямолинейного движения шарнира 7 по вертикали, проходящей через шарнир 15, местоположение которого зафиксировано стержнем

20 относительно ходовой части. За счет поворота рычагов 9 и 13 шарнир 11 стремится к вертикали, на которой расположены шарниры 7 и 15. Посредством тяги 17 это движение передается шарниру 12, и рычаги 10 и 14 движутся синхронно с рычагами 9 и 13. В результате шарнир 8 поднимается по вертикали, на которой расположен неподвижный шарнир 16. Поэтому вилы совершают строго вертикальный подъем (или опускание) при неподвижных опорных катках и ходовой части. Это повышает точность захвата и установки, и тележка может быть использована при выполнении монтажных работ. Так, после подъема (например машин, металлоконструкций и пр.) и горизонтальных перемещений в зоне монтажа груз по отвесу наводят на проектные отметки на фундаменте, а затем опускают на них.

Тележка обеспечивает необходимую точность установки машин и конструкций при их монтаже, так как в процессе опускания исключены колебания вил по горизонтали.

Благодаря размещению в вилах предлагаемой тележки попарно соединенных рычагов возможно увеличение высоты подъема в два раза при использовании рычагов одинаковой длины по сравнению с известной тележкой. Кроме того, в предлагаемой тележке высота подъема может быть легко увеличина за счет удлинения рычагов. При этом увеличение материалоемкости будет минимальным, так как в оредлагаемой конструкции,нагрузки на рычаги и тяги не зависят от длины плеч рычагов, Высота подъема может быть ограничена только длиной вил, в которые складываются параллелограммы (теоретически высота подъема может быть не больше длины вил).

Предлагаемая тележка может захватывать длинномерный груз вдоль его оси, что повышает ее маневренность в стесненных условиях.

10 Формула изобретения

1. Грузоподъемная тележка, содержащая опирающиеся на опорные катки вилы, соединенные поперечиной, шарнирно свя16 занной со штоком гидроцилиндра, установленного вертикально на управляемой ходовой части тележки, и шарнирно-рычажный механизм подъема указанных вил, шарнир:но связанный с ходовой частью,и опорными катками, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения высоты подъема и повышения точности установки груза, она снабжена закрепленной на поперечине

25 вертикальной направляющей для ограничения горизонтального перемещения вил, механизма подъема состоит из двух пар шарнирно сочлененных рычагов, при этом верхние концы рычагов каждой пары шарЗО нирно закреплены на указанных вилах, а нижние концы и шарниры сочленения рычагов каждой пары шарнирно связаны тягами, причем опорные катки закреплены на одном из нижних шарниров указанных

35 рычагов, а другой нижний шарнир последних связан с ходовой частью тележки.

2. Тележка по и. 1, отл и ч а ю щ ая с я тем, что опорные катки расположены между шарнирами сочленения рычагов каж4о дой пары.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Заявка Англии М 1270525, кл. В 8 Н, 45 1972.

2. П атент Ф Р Г М 1148056, кл. 35

9, 05, 1964 (прототип).

887328

Составитель П. Шевяков

Текред А. Камышникова

Редактор С. Суркова

Корректор С. Файн

Заказ 1633/1232 Изд. № 597 Тираж 712 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. <Патент»