Берегозащитная шпора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ((()887702

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.07.80 (21) 2961620/29-15 с присоединением заявки № (51) М. Клз

Е 02 В 3/12 (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень М 45 (53) УДК 627.421 (088.8) по делам изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (72) Авторы изобретения И. Я. Мелик-Бахтамян и Н. Е.,Тевфораш (71) Заявитель Грузинский ордена Ленина и ордена Tpypоврго Кр политехнический институт им., 8;:. И. Лен (54) БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ ШПОРА

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к речным гидротехническим сооружениям, а именно к берегозащитным шпорам, которые могут быть использованы для защиты берегов рек от водной эрозии, а также откосов 5 насыпей дорог, пролегающих вдоль участков рек со значительными скоростями течения.

Известна берегозащитная шпора, выполненная из отдельных массивов в виде свай- 10 ных колодцев, заполненных камнем и расширяющихся по направлению к голове шпоры (1).

Недостатком известной берегозащитной шпоры являются повышенный расход 15 строительных материалов и большой объем работ по забивке свай.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является берегозащитная 2о шпора, включающая насаженные на сваи бычки, между которыми образованы каналы (2).

Однако эта шпора недостаточно эффективна и надежна, так как из-за прямоугольной формы бычков она оказывает значительное сопротивление потому, что уменьшает ее пропускную способность и способствует местному размыву вокруг бычков. Кроме того, ударное воздействие зо крупных фракций приводит к образованию трещин в бычках.

Целью изобретения является снижение строительных затрат и повышение устойчивости сооружения.

Цель достигается тем, что бычки в шпоре расположены в ряд, имеют форму усеченных пирамид с концевыми гранями обтекаемой формы и образуют между собой каналы трапецеидального сечения, расширяющиеся по направлению от продольной оси шпоры к верхнему и нижнему бьефам.

Кроме того, бычки по высоте могут быть выполнены из отдельных блоков, насаженных на сваи.

На фиг. 1 изображена берегозащитная шпора, вид в плане; на фиг. 2 — то же,разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, разрез Б — Б на фиг. 1.

Берегозащитная шпора состоит из системы бычков 1, расположенных в ряд и имеющих форму усеченных пирамид с концевыми гранями 2, выполненными обтекаемой формы со стороны верхнего и нижнего бьефов. Бычки 1 насажены на одиночные маячные сваи 3, забитые ниже линии 4 возможного размыва. Бычки 1 расположены на расчетном расстоянии друг от друга, образуя каналы 5 трапецеидальной формы, расширяющиеся в направлении от продоль887702 ной оси шпоры к верхнему и нижнему бьефам.

Бычки 1 могут быть выполнены из отдельных блоков 6 переменной высоты, насаженных на сваи 3. 5

Продольная ось шпоры расположена под углом 90 †1 С к направлению динамической оси потока 7.

Значительный собственный вес и обтекаемая форма бетонных блоков, насаженных ш на одиночные маячные сваи, забиваемые на глубину ниже линни возможного размыва, обеспечивают уменьшение размывов вокруг бычков, их устойчивость и равномерное опускание в размыв. )5

Форма бетонных блоков, имеющих закругленные грани со стороны верхнего и нижнего бьефов, улучшает обтекаемость, обеспечивает прочность и целостность их при накатывании перемещаемых потоком 2О по дну реки крупных фракций, а образованные между ними каналы трапецеидального сечения, расширяющиеся от продольной оси шпоры в сторону верхнего и нижнего бьефов, не препятствуют прохождению через отверстия шпоры крупных плавающих предметов и отложение их в межшпорном пространстве.

При прохождении русло формирующих расходов и паводковых вод часть потока зо проходит через каналы шпоры и стремится отбить основной поток, огибающий голову шпоры, в сторону от защищаемого берега или земляного полотна дороги. Трапецеидальная форма каналов, расширяющаяся З5 от продольной оси шпоры в сторону верхнего бьефа, способствует увеличению расхода, проходящего через сквозную часть шпоры, тем самым увеличивая эффект гидравлического барьера для основной части 4О потока, что, в свою очередь, увеличивает и пропуск всевозможных плавающих предметов.

Расширение каналов в направлении от продольной оси шпоры к верхнему и нижнему бьефам способствует увеличению расхода, проходящего через сквозную часть шпоры, и уменьшению размыва вокруг бычков.

Экономическая рентабельность изобретения, обуславливаемая снижением общих затрат по сооружению шпоры и стоимости единицы длины защиты берега по сравнению с известным типом конструкции, повышается в 1 5 — 2 раза в зависимости от местных условий.

Формула изобретения

1. Берегозащитная шпора, включающая насаженные на сваи бычки, между которыми образованы каналы, отл и ч а ющ а я ся тем, что, с целью снижения строительных затрат и повышения устойчивости сооружения, бычки в шпоре расположены в ряд, имеют форму усеченных пирамид с концевыми гранями обтекаемой формы и образуют между собой каналы трапецеидального сечения, расширяющиеся по направлению от продольной оси шпоры к верхнему и нижнему бьефам.

2. Шпора по п. 1, отличающаяся тем, что бычки по высоте выполнены из отдельных блоков, насаженных на сваи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР № 207803, кл. E 02 В 3/06, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР № 398721, кл. Е 02 В 3/04, 1971.

887702

Фиг 1

Фиг.2. Фиг.3

Составитель Л. Ваксенбург

Техред А. Камышникова

Корректор Л. Исаева

Редактор H. Багирова

Заказ 2506/1 Изд. № 694 Тираж 694 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2