Состав для обеспыливания грунтовых аэродромов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
. Союз Советских
Социалистических
Республик
ОЛ ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ (I)) 887721 (61) Дополнительное к авт. с вид-ву— (22)Заявлено 16.04.79 (21) 2752893/29 — 33 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 07.12.81 (51)М. Кл.
Е 02 D 3/12 фвудврстеклный камнтет
СССР вв делам нзобретеинй н открытий (53) УДК624.138. . 4 (088. 8) (72) Автор изобретения
Б. А. Хотин : с с
Государственный проектно — изыскательский и исследовательский институт "Аэропроект" (71 ) За я в и тел ь МЬ(54) СОСТАВ ДЛЯ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ ГРУНТОВЫХ АЭРОДРОМОВ
Изобретение относится к составам для обеспыливания грунтовых покрытий аэродромов и может быть использовано на грунтовых аэродромах классов Д, Е, МВЛ и ПАНХ, а также <а грунтовых автомобильных дорогах.
Известен состав для обеспыливания грунтовых покрытий дорог и аэродромов, представляющий собой 30 — 50X-ную эмульсию нефтяного битума, приготовленную на мыле древесного дегтя (1g
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является состав для обеспыливания грунтовых дорог и аэродромов, включающий сырую нефть с высоким
15 содержанием смолистых и асфальтовых веществ (с)J ..
Недостатком известных составов является высокая хрупкость корки закрепленно о грунта, слабое сопротивление ее ветровой эрозии и малый срок эффективногс действия.
Целью изобретения является повышение противоэрозионной стойкости и увеличение срока эффективного действия состава.
Поставленная цель достигается тем, что состав для обеспыливания грунтовых аэродромов, включающий сырую нефть, дополнительно содержит бутади— ен-стирольный латекс при следующем соотношении компонентов, вес.7.:
Сырая нефть 95-99
Бутадиен-стирольный латекс 1-5
Введение в известный состав дополнительного латекса уменьшает жесткость структурных связей закрепленного грунта и препятствует быстрому окислению и старению смолистых веществ, входящих в состав нефти.
Обеспыливание грунтовых аэродромов предлагаемым составом может быть осуществлено как способом смешения его с грунтом, так и путем пропитки грунта составом.
887721
Таблица
И состава
Компоненты, вес .%
95
Т аблиц а 2
Критическая скорость воздушного потока, м/с, в образцах при количестве состава, F. от веса грунта
Состав песок
1 3 5
Пр едл аг аемый
15 21 26 13 17 22 16 20 21
18 25 26 17 23 25 18 24 24
24 26 26 21 26 26 23 26 26
I0 1 7 21 8 13 19 11 15 18, Известный
Способ смешения применяют в тех случаях, когда грунтовое покрытие подвергается интенсивной эксплуатации . В этом случае расход состава до.— стигает 3-5Х от веса грунта, а слой обрабатываемого грунта должен быть толщиной 10 см.
\i
Пропитку осуществляют тогда, когда требуется лишь защита грунтового покрытия от эрозионного воздействия 1п ветра и газоструйных потоков от двигателей летательных аппаратов. В данном случае расход состава не превыша- ет IX от веса грунта при толщине слоя пропитки 10-20 мм.
1S
Состав для обеспыливания грунтовых аэродромов готовят непосредственно на месте производства работ путем .введения в нефть определенного количества латекса и смешивания их либо на лопастной мешалке, либо в автогудронаторе. Для приготовления состава пригодны любые некондиционные сорта нефти, а также. сливы железнодорожных цистерн. Единственным критерием пригодности сырой нефти для приготовления состава является ее вязкость, которая должна быть в пределах С о
20-30 с.
Пример. Готовили три состава 30 для обеспыливания грунтовых аэродро- мов, соотношения компонентов которых представлены в табл. 1. латекс СКС-65 сырая нефть
Предлагаемым составом и составомпрототипом (сырая нефть Желновского месторождения, Татарская АССР) путем смешения обрабатывали песок, супесь и суглинок из расчета 1, 3 и 57. состава от веса грунта. Спустя 10 суток после обработки грунт помещали в установку для определения пилимости типа аэродинамической трубы. В этой установке производили продувку образ— цов грунта воздушным потоком со все возрастающими скоростями. Испытания заканчивали при появлении эолового материала в ловушке установки.
Скорость воздушного потока, при которой отмечалось появление в ловушке эолового материала, принимали за критическую.
Результаты сравнительных испытаний образцов закрепленного предлагаемым и известным составами грунта представлены в табл. 2. супесь суглинок
1 1 I
1 3 5 1 3 5
887721
Критическая скорость потока, м/с, в образцах грунта через время после обработки, сутки
Состав супесь суглинок
I I I песок (5) 3 10 30 3 5 10 30
3 5 10 30
Предлагаемый 26 26 25 21 26 26 23 22 26 26 24 21
21 19 17 13 20 17 13 10 23 19 15 12
Известный
Составитель В. Горлов
Редактор M. Кузнецова ТехредА. Савка Корректор В. Синицкая
Тираж 696 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 10693/6
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Определение срока эффективного действия состава для обеспыливания грунтовых аэродромов выполняли в зависимости от периода времени, прошедшего с момента обработки грунта предла- % гаемым и известным составами. При
Уменьшение критических скоростей у грунтов, обработанных предлагаемым составом,. происходит медленнее, чем у грунтов, обработанных нефтью. Так, для .предлагаемого состава даже в 30суточном возрасте критическая скорость воздушного потока превышала 20 м/с а для известного она составляла 10- уф
13 м/с. Так как двигатели самолетов на грунтовых аэродромах не создают газоструйных потоков со скоростью более
20 м/с, эта скорость и может быть принята за предельно допустимую при оцен- ке эффективности обработки грунтовых аэродромов предлагаемым составом. Таким образом, срок эффективного действия обработки грунта предлагаемым составом превышает 30 суток, а по прототипу — в течение недели.
Формула изобретения
Состав для обеспыливания грунто вых аэродромов, включающий сырую
Ь этом определяли также критическую скорость воздушного потока, при которой происходил вынос частиц закрепленного грунта и улавливание их ловушкой (м/c). Сравнительные результаты этих испытаний представлены в табл. 3.
Т а бли ц а 3 нефть, отличающийся тем, что, с целью повышения противоэроэионной стойкости и увеличения срока эффективного действия, состав дополнительно содержит бутадиен-стирольный латекс при следующем соотношении компонентов, вес.7:
Сырая нефть 95-99
Бутадиен-стирольный латекс
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Никишина М. Ф. и др. "Дорожные эмульсии", М., "Транспорт", 1964, с. 90 и 152.
2. Першин М. Н. и др. "Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов."
М., "Транспорт", 1973, с. 123.