Винтовой забойный двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Д. Ф. Балденко, l0. В. Вадецкий, И. Т. Гусман, (72) Авторы изобретения
Ю. В. Захаров, A. М. Кочнев, С. С. Никомаро
Ю. И. Сарапулов и А. В. Цепков
Пермский ф
В илиал сесоюзного ордена Трудового красного
Знамени научно-исследовательского института буровой техники (7!) Заявнтель (54) ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к области техники бурения, а именно к забойным двигателям, предназначенным для бурения нефтяных и газовых скважин.
Известен героторный винтовой механизм, содержащий рабочие органы, выполненные в виде конических ротора и статора с эластичной обкладкой, по мере износа последнего ротор перемещается относительно статора и тем
10 самым обеспечивается постоянный контакт пары ротор - статор (! 1.
Недостатком устройства является невозможность регулировки степепи обжатия эластичной обкладки статора
15 для создания необходимого натяга в паре ротор-с тат ор .
Известен забойный героторный механизм, содержащий конические рабочие органы, карданное соединение и шпиндель, причем ротор выполнен с внутренней расточкой, внутри которой размещен поршень, связанный с карданным валом 21. Ротор имеет каналы, сообщающие полость над поршнем с зоной высокого давления, а надпоршневую полость — с зоной низкого давления, При износе рабочей пары в надпоршневую зону сбрасывается шаровой клапан, в результате чего давление в ней падает и поршень перемещается в верхнее крайнее положение. чем достигается разовая компенсация износа рабочей пары.
Недостатком этого устройства является невозможность автоматического регулирования величины натяга в рабочих органах по мере их износа и в зависимости от величины приложенного к валу двигателя момента, что снижает долговечность двигателя. При этом наличие каналов в роторе снижает надежность машины в результате забивания каналов при работе двигателя.
Кроме того движение ротора харак) теризуетСя нестабильной ориентацией положения его оси относительно оси статора. Под действием осевой гидравлической силы и перека|ш вающего момента происходит перекос ротора внутри обклацки статора и дополнительный изгибб карданного соединения, что приводит к росту механических потерь на трение в рабочей паре, к ее ускоренному износу и, как следствие, к снижению долговечности двигателя.
Цель изобретения — повышение долговечности двигателя путем автоматического регулирования нагруэочной способности.
Это достигается тем, что узел регулирования выполнен в вице установленной над рабочими органами опоры, вал которой имеет воэможность осевого перемещения, подпружинен и соединен с| ротором, причем вал опоры соединен с ротором посредством подвижной в поперечном направлении тяги. 20
На чертеже изображен винтовой за.бойный двигатель, разрез °
Двигатель содержит винтовой конический ротор !, размещенный внутри конической эластичной„например ре- д зиновой, обкладки статора 2, имеющей внутренние винтовые зубья с числом заходов на единицу бол шим, чем у ротора. Посредством двухшарнирного карданного вала 3 ротор соединен с ва- 30 лом 4 шпинделя, установленным в корпусе 5 на опорах 6, которые закреплены на валу при помощи полумуфты 7.
Над рабочими органами двигателя установлен дополнительный опорный узел 8, содержащий корпус 9, вал 10 и
35 подшипник 11 Вал О соединен с верхним концом ротора, например, посредством подвижной в поперечном направлении тяги )2. Одним иэ вариантов исполнения тяги 12 является гибкая металлическая штанга.
Переводник 13, закрепляющий подшипник )1 в корпусе 9, присоединяется верхней резьбой к колонне бурильных труб, по которым подается рабочая жид4S кость, а к валу шпинделя 4 присоединяется долото (бурильные трубы и долото на чертеже не показаны).
Внутренние обоймы подшипника 11 закреплены на втулке 14, установленной на валу при помощи, например, шлицевого или шпоночного соединения. Между упорным торцом 15 втулки 14 и гайкой 16, установленной на резьбе вала
10 и законтренной контргайкой 17, раз- 55 мещена пружина 18 сжатия.
Карданный вал 3 связан с полумуфтой 7 шпинделя посредством телескопи40
887802
4 ческого пазового соединения 19, например, шлицевого или призматического.
Двигатель работает следующим образом.
Подаваемая с поверхности по колонне бурильных труб промывочная жидкость поступает через отверстие вала верхнего опорного узла в рабочие органы двигателя и заставляет ротор 1 обкатываться по зубьям статора 2, совершая планетарное движение, которое преобразуется в соосное вращение вала
4 шпинделя при помощи карданного вала
3, передающего крутящий момент от ротора к валу шпинделя. Гидравлическая нагрузка и осевая составляющая усилия в зацеплении, возникающие на роторе, передаются на подшипник 11 дополнительного опорного узла при помощи тяги 12.
Конусный ротор 1 первоначально под действием пружины )8 находится в верхнем положении, при этом диаметральный натяг в рабочей паре минимален или равен нулю. При подаче жидкости s двигатель и нагружении его крутящим моментом, под действием гидравлической нагрузки на ротор и осевой составляющей усилия в зацеплении происходит сжатие пружины 18, и вал
10 вместе с тягой 12 и ротором ) перемещается вниз, при этом натяг в конусной рабочей паре увеличивается, эа счет чего возрастают максимальный крутящий момент и мощность, развиваемые двигателем. При изменении крутящего момента на долоте изменяются гидравлическая нагрузка на ротор и осевая составляющая усилия в зацеплении, в результате меняется нагрузка на пружину, ее деформация и величина натяга в рабочей паре, т. е. происходит автоматическое регулирование нагрузочной способности двигателя °
Наличие дополнительного опорного узла с подвижным в осевом направлении и подпружиненным валом позволяет автоматически регулировать нагрузочную способность двигателя с конической рабочей парой, т. е. преодолевать пиковые нагрузки на долоте путем увеличения мощности и крутящего момента двигателя при увеличении натяга, и осуществлять работу двигателя при минимальном натяге в рабочей паре в режиме холостого вращения и при малых нагрузках на долото.
Разгрузка карданного вала от действия осевых сил и восприятия перееля путем автоматического регулироания нагрузочной способности, узел егулнрования выполнен в виде устаовленной над рабочнмк органами опоы, вал которой имеет возможность севого перемещения, подпружинен и оединен с ротором.
2. Двигатель по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что вал опоры
14 соединен с ротором посредством под. вижной в поперечном направлении тяги.
Формула изобретения
S 887802 кашивающего момента на роторе тягой, т соединяющей вал опорного узла с верх- в ним концом ротора, уменьшает лереко- P сы ротора и стабилизирует его движе- н ние. Снижаются механические потери f p на трение в рабочей паре и повышает- о ся долговечность двигателя. с
1, Винтовой забойный двигатель, включающий конические рабочие органы" статор и ротор, передающий вращающий момент на шпиндель через шпицевое и карданное соединение, и узел регулирования нагрузочкой способности, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности двигаИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1Э 1. Авторское свидетельство СССР
У 400689, кл. Е 21 В 3/12, 1970.
2, Авторское свидетельство СССР
Р 412367, кл. Е 21 В 3/12, 1970 (прототип).