Способ компенсации погрешностей зацепления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

H.Д. Генкин, В.Г. Кудинов и Ю.Н. Федосеев

Государственный научно-исследовательский инстит машиноведения им. акад. А.А. Благонравова (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОИПЕНСАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ЗАЦЕПЛЕНИЙ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Ф

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим . приводам, содержащим зубчатые передачи, и может быть использовано в зубчатых механизмах различного назначения. Ф

Известны способы компенсации возмущающей сиды, обусловленной накопленной ошибкой шага зацепления, заключающиеся в создании дополнитель" ного источника возбуждения, действую 1 щего в противофазe с указанной силой и возникающего sa счет грузов, устанавливаемых на торцах зубчатых колес (11.

Недостатком известных способов является то, что они существенно зависят от нагрузочных и скоростных режимов работы зубчатого меха.низма.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ компенсации погрешностей зацепления зубчатых колес путем установки эксцентрикрвых втулок, заключающийся в совмещении рабочей оси колеса с геометрической осью зубчатого венца (2j .

Цель изобретения — сниженйе динамических нагрузок, вызываемых наЮ копленной погрешностью окружного mara.

Цапь обеспечивается тем, что эксцентриковые втулки устанавливают между зубчатым венцом и опорой колеса таким образом, чтобы место нЪ зубчатом венце с максимальной накопленной погрешностью шага соответствовало в радиальном направлении месту втулки с минимальной толщиной, а эксцентриситет втулки определяют по зависимости: SZ

e Kr где Z - число зубьев колеса.

$ - -максимальная погрешность шага.

На фиг. 1 показан пример реализации. способа компенсации погрешностей

88783 зацепления зубчатых колес, одно из которых выполнено за одно целое с валом, на котором оно вращается; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — пример реализации способа для зацепления зубчатых колес, одно из которых выполнено с центральным отверстием под вал.

При выполнении зубчатого колеса

1 за одно целое с валом эксцентриковую втулку 2 устанавливают между валом и подшипником (не показан) с последующим закреплением на валу с помощью шпонки 3 (фиг. 1)»

Для зубчатого колеса, выполненного с центральным отверстием под вал (фиг. 3), эксцентриковую втулку 2 устанавливают в центральном отверстии и закрепляют на ступице колеса 1.

40

Для зубчатогб колеса с внутренним зацеплением эксцентриковую втулку устанавливают между корпусом зубчато25 го механизма и зубчатым венцом и закрепляют на зубчатом венце (не показано).

Способ реализуют следующим образом.

Если зубчатое колесо 1 (фиг. 1) выполнено за одно целое с валош, экс" центриковую втулку 2 устанавливают между валом и подшипником и закрепляют на валу, например, с помощью шгонки 3, предварительно развернув втулку 2 так, чтобы место на зубча3S том венце с максимальной накопленной погрешностью шага соответствовало бы в радиальном направлении месту втулки с минимальной толщиной.

Если зубчатое колесо 1 (фиг. 3) выполнено с центральным отверстием под вал, эксцентриковую втулку 2 устанавливают в центральном отверстии, разворачивают аналогично описанному выше и закрепляют на ступице колеса

1. С целью беззазорного соединения зубчатого колеса с эксцентриковой

3 4 втулкой наружная поверхность последней может быть выполнена конической.

Таким образом, способ компенсации погрешности зацепления позволяет совместить ось вращения зубчатого колеса с его геометрической осью и тем самым исключить накопленную погрешность шага, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению динамических нагрузок, вызываемых указанной погрешностью на всех скоростных и нагрузочных режимах работы зацеп .ения зубчатых колес. Кроме того, способ позволяет ослабить требования к точности изготовления зубчатых колес.

Формула изобретения

Способ компенсации погрешностей зацепления зубчатых колес путем установки эксцентриковых втулок, заключающийся в совмещении рабочей оси колеса с геометрической осью зубчатого венца, о т л и ч а ив шийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок, вызываемых накопленной погрешностью окружного шага, эксцентриковые втулки устанавливают между зубчатым венцом и опорой колеса таким образбм, чтобы место на зубчатом венце с максимальной накопленной погрешностью шага соответствовало в радиальном направлении месту втулки с минимальной толщиной, а эксцентриситет втулки определяют по зависимости

Sz е=

ЬЛ. где Z — - число зубьев колеса, 0 — максимальная погрешность шага.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 578573, кл, G Оl M 1/20, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 49602, кл. F 16 Н 1/48, 1974 (прототип).

887833

Составитель А. Верховский

Редактов Е. Хей еп Текут P.áëèÿí Ковоектоо . Г. Oiàð

Заказ 10702/7 .Ъераа 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, л1-35 Раупская наб. -л. 4/5

Филиал ППП Патент11 ° г. Ужгород, ул. Проектная, 4