Гидромеханическая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соаетсиик

Социалистичесииз

Реслублии (iii887850 (6I ) Дополнительное к авт. синд-ву (22) Заявлено 260379 (21) 2744484! 25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 07-1281 Бюллетень М 45

Дата опубликования описания 07.1281 (5 l ) M. Кл.

F 16 Н 47/08

9eyaapcreaRwil квинтет

СССР

R0 дэлам изебратений н открытия (53) УДК621.226. . 5 (088. 8) С.N.Òðóñoâ, О.И.Гируцкий, В.К.Есеновский-Лашков и иностранцы Иржи Стратил, Ладислав Пур и Иозеф (ICC P ) (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Красного Знамени на исследовательский автомобильный и автомоторный институт (СССР) н завод "Прага (ЧССР) (7I ) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах.

Известна гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, включающий насосное колесо, лопасти которого имеют входной и выходной углы, равные соответственно 80-150 и 65-150, осевое и центростремио тельное турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор, входной и выходной углы лопастей которого равны соответственно 80-150 и 10-45, и планетарную зубчатую передачу, центральные шестерни которой соединены с турбинными колесами, а водило с сателлитами — с выходным валом передачи (11.

Однако КПД такой гидромеханической передачи недостаточно высок, так как углы наклона лопастей турбинных колес не являются оптимальными.

Цель изобретения — повышение КПД гидромеханической передачи.

Цель достигается тем, что осевое турбинное колесо имеет лопасти с входным и выходными углами, равными

5 соответственно 40-98 и 142-168о, а центростремительное турбинное колесо — лопасти с входным и выходным углами — 40-108 н 138-162, реактор

10 имеет два колеса, причем входной и выходной углы лопастей первого по ходу потока колеса равны соответственно 120-150 и 80-125о, а второго—

60-100 и 10-45

На фиг. 1 представлена схема гидромеханической передачи с реактором, имеющим одно колесо, на фиг. 2 — то же, с двумя колесами,.на фиг. 3— развертка лопастей гидромеханической передачи с реактором, имеющим одно колесо, на фиг. 4 — то же, q двумя колесами.

Гидромеханическая передача содержит гидротрансформатор 1 включающий

30

3 8878 насосное колесо 2, лопасти 3, которого имеьт входной и выходной углы

,(4, (, равные соответственно P+

80-150 и Р4<- 65-150, осевое и центростремительное турбинные колеса 4 и 5 с муфтой 6 свободного хода и установленный на своей муфте 7 свободного хода реактор 8 . входной и выходной углы лопастей 9 которого равны соответственно ру4- 80-150 10 о и у- 10-45, и планетарную зубчатую передачу 10, центральные шестерни 11, 12 которой соединены с турбинными колесами 4, 5, а водило 13 с сателлитами 14, 15 — с выходным валом 16 передачи 10, причем осевое турбинное колесо 4 имеет лопасти 17 с входным и выходным углами, равными соответственно Ц,(- 40-98 и о (0 22

142-168, а центростремительное турбинное колесо 5 — лопасти 18 с входным и выходным углами р2,(— 40пli

108 и 2 2 — 138-162

Реактор 8 может иметь два колеса

19, 20, причем входной и выходной углы лопастей 21 первого по ходу потока колеса 19 равны соответственно ! 20 150о и Р9<- 80 125о а п лопасти 22 второго колеса 20—

60 100 и — 10 45

92

Гидромеханическая передача работает следующим образом.

Двигатель (не показан) приводит во вращение насосное колесо 2 гидротрансформатора 1, которое создает поток жидкости внутри гидротрансфорI матора 1. Жидкость с насосного колеса 2 направляется на осевое турбинное колесо 4, создавая крутящий момент, направленный в ту же сторону, в которую вращается насосное колесо

2. Благодаря этому крутящему моменту, турбинное колесо 4 приходит во вращение. Жидкость же с лопастей 17 колеса 4 поступает к лопастям 18 центростремительного турбинного ко- 45 леса 5. При этом при неподвижном положении колеса 5 или при сравнительно малой скорости его вращения поток жидкости действует на тыльную сторону лопастей 18, создавая отрицатель- 50 ный крутящий момент, т.е. направленный в сторону, противоположную направлению вращения колеса 2. Этот крутящий момент воспринимается муфтой 6 свободного хода. По мере роста скорости вращения осевого турбинного колеса 4 изменяется направление пото.ка жидкости, стекающей с лопастей

17 этого колеса 4 и, начиная с некоторой скорости вращения этого колеса 4, жидкость действует на лицевую сторону лопастей 18 колеса 5, создавая положительный крутящий момент, направленный в ту же сторону, что и направление вращения насосного колеса 2. Крутящие моменты суммируются передачей 10, С лопастей 18 турбин-. ного колеса 5 жидкость поступает на лопасти 9 реактора 8, где изменяет направление своего течения и поступает опять к лопастям 3 насосного колеса 2.

Для уменьшения гидравлических потерь при малых передаточных отношениях целесообразно использовать реактор с двумя колесами 19 и 20 (фиг.3), установленными на муфтах 7 свободного хода.

Гидромеханическая передача имеет большой КПД в широком диапазоне передаточных отношений и высокие преобразующие свойства, Формула изобретения

1. Гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, включающий насосное колесо, лопасти которого имеют входной и выходной углыравные соответственно 80-150 и 65-150О, осевое и центростремительнде турбинные колеса с муфтой свободного хода и установленный на своей муфте свободного хода реактор, входной и выходной углы лопастей которого равны соответственно 80-150 и 10-45, и плане- . тарную передачу, центральные шестерни которой соединены с турбинными колесами, а водило с сателлитами — с выходным валом передачи, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения КПД, осевое турбинное колесо имеет лопасти с входным и выходным углами, равными соответственно 4098 и 14 2-168, а центростремительное турбинное колесо — лопасти с входным и выходным углами — 40-108 и 138-162.

2. Передача по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что реактор имеет два колеса, причем входной и выходной углы лопастей первого по ходу потока колеса равны соответственно

120-150 и 80-125, а второго — 60100 и 10-45 .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 11 2763163, <л. 74-677, 1957.

08 /850

Составитель С.Анисимов

Техред А.Ач, Корректор А.Дзятко, Редактор Е.Хейфиц

Филиал ППП "Патент", r. Умгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10756/20 Тирам 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5