Способ определения демпфирования трансмиссий и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕ2ЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик iii887970 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22)Заявлено 22.06 ° 79 (21) 2785398/27-11 с присоединением заявки М (23) П риорнтет (5l)M. Кл.

О Ol М 13/02

9кударатаанны11 каинтет

СССР ав аелаи нэабретеннй н аткрытнй

Опубликовано 07. 1. 2, 81 . Бюллетень М 45

Дата опубликования описания 09. 12. 81 (53) УДК 629.113. . 001. 45 (088, 8) Иностранец

Руси Гецев ()1РБ) и В .Б.Альгин (СССР)

1

1

Институт проблем надежности и цолговечности машин

ЛН Белорусской ССР (72 1 h arnnsë изобретения (71 ) Зая вител ь (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ

ТРАНСМИССИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при определении демпфирования трансмиссий.

Известен способ определения демпфирования трансмиссий, заключающийся в том, что к ведущему валу трансмиссии прикладывают крутящий момент до достижения заданной частоты вращения ведущего вала, далее ступенчато изменяют величину крутящего момента, возбуждая колебательный процесс в трансмиссии для определения демпфирования этого процесса по параметрам (1).

В этом способе по достижении заданной частоты вращения ступенчато увели-

15 чивают величину крутящего момента, приложенного к ведущему валу трансмиссии, возбуждая в ней колебательный процесс.

Известно также устройство для осуществления указанного способа, содержащее привод, кинематически соединяемый с ведущим валом испытуемой трансмиссии, маховые массы, соединяемые с ведущим и ведомым валами трансмиссии, датчик крутящего момента, устанавливаемый на ведомом валу трансмиссии и подключенный к регистрирующей аппаратуре 1

Недостатком известных способа и устройства является низкая точность определения демпфирования.

Цель изобретения — повышение точности определения демпфирования.

Указанная цель в предлагаемом способе достигается тем, что после достижения заданной частоты вращения ведущего вала к нему прикладывают тормозной момент и после выбора зазоров в сопряжениях трансмиссии тормозной мо- . мент ступенчато увеличивают до величины, определяемой по формуле

„„! " ь "/тп! P (ai+ > /u )

234 тп где 4 - частота вращения ведущего а вала при увеличении тормозного момента;

88797

m — число колебательных циклов процесса для определения демпфирования; частота вращения ведущего вала после совершения (и1) колебательных циклов; собственная частота колебаний динамической системы трансмиссии при выбранных зазорах; 90 моменты инерции маховых масс, связанных соответственно с ведущим и ведомым валами трансмиссии; .

U — передаточное число трансмиссии;

)i — 3,14...

Эта же цель в предложенном устройстве достигается ем, что привод выполнен в виде гидравлической передачи, состоящей из электродвигателя, гидравлического насоса, соединенного с электродвигателем, и гидравлической машины, устанавливаемой на ведущем ва- лу испытуемой трансмиссии, при этом входная линия гидронасоса сообщена с входной линией гидравлической машины, параллельно гидронасосу включен нормально закрытый клапан, выходная линия гидравлической машины через параллельно соединенные между собой нормально открытый клапан и регулятор давления сообщена со сливом.

На чертеже изображена гидравлическая схема устройства, реализующего предлагаемый способ.

Устройство содержит привод, выполненный в виде гидравлической передачи, включающей электродвигатель 1, гидравлический насос 2, соединеннып с элект40 родвигателем и гидравлическую машину 3, установленную на ведущем валу 4 испытуемой трансмиссии 5.

Маховые массы 6 установлены на ведущем валу 4, а маховые массы 7 — на 4 ведомом валу 8 ° На валу 8 установлен также датчик крутящего момента, состоящий из тензодатчиков 9, подключенных через токосъемник 10 к регистрирующей аппаратуре 11. На ведущем валу 4 ус- Ж тановлен датчик 12 частоты вращения.

Входная линия 13 гидронасоса 2 сообщена с входной линией 14 гидравлической машины 3. Параллельно гидронасосу 2 включен нормально закрытый кла- 5$ пан 15. Выходная линия 16 гидравлической машины 3 через параллельно соединенные между собой нормально открытый

/ Î- 999l Р C 9+ /U )

М

Т

2Xm где 4f,— частота вращения ведущего вала при увеличении тормозного момента; число колебательных циклов процесса для определения демпфирования; частота вращения ведущего вала после совершения колебательных циклов; собственная частота колебаний динамической системы трансмиссии при выбранных зазорах;. моменты инерции маховых масс, связанных соответственно с ведущим и ведомым валами трансмиссии;

0 — передаточное число трансмиссии;

3. — 3, 14...

По параметрам затуха9ощего переходного процесса определяют демпфирование трансмиссии.

0 4 клапан 17 и регулятор давления 18 сообщена с баком 19.

С помощью гидравлической передачи вецущий вал 4 разгоняют до заданной частоты вращения. В момент достижения заданной частоты вращения, контролируемой по датчику 12, отключают электродвигатель 1 и одновременно открывают клапан 15. При этом гидравлическая машина 3 начинает работать в режиме гидронасоса, и вращению маховой массы 6 препятствует тормозной момент, создаваемый гидромашиной 3. Под действием этого тормозного момента происходит выборка зазоров в сопряжениях в трансмиссии 5, частота вращения ведущего вала 4 снижается до 9 о . После выбора зазоров клапан 17 закрывают, направляя рабочую жидкость на слив через регулятор максимального давления 18, что приводит к резкому увеличению тормозного момента на ведущем валу 4. В результате в трансмиссии 5 возбуждается колебательный процесс, который под влиянием демпфирования затухает. Запись этого процесса осуществляется с помощью тензодатчиков 9 и регистрирующей аппаратуры 11. Настройку регулятора давления 18 осуществляют для достижения тормозного момента

М, величину которого определяют по формуле

5 8879

Использование предлагаемого способа определения демпфирования силовых передачи обеспечивает более высокую точность и, как следствие, повышение точности динамических расчетов мапин на стадиях их доводки и конструктивного совершенствования.

Формула изобретения

1. Способ определения демпфирования трансмиссий, заключающийся в том, что к ведущему валу трансмиссии прикладывают крутящий момент до достиже- 1у ния заданной частоты вращения ведущего нала, далее ступенчато изменяют величину крутящего момента, возбуждая колебательный процесс в трансмиссии для определения демпфирования по параметрам указанного процесса, о т " л и ч а ю шийся тем, что, с це- . лью повышения точности определения демпфирования, после достижения заданной частоты вращения ведущего ва- уу ла к нему прикладывают тормозной момент и после выбора зазоров в сопряжениях трансмиссии тормозной момент ступенчато увеличивают до величины, определяемой по формуле 30

М

) о 4п1 Р (<+ 3я10 )

Т 2 Х п где 4f — частота вращения ведущего

Я вала при увеличении тормозного момента;

1Т1 — число колебательных циклов процесса для определения демпфирования;

Ми — частота вращения ведущего вала после совершения (Н ) колебательных циклов;.

70 Ь вЂ” собственная частота колебаний динамической системы трансмиссии прн выбранных зазорах;

З,3> — моменты инерции маховых масс, связанных соответственно с ведущим и ведомым валами трансмиссии; — передаточное число трансмиссии; — 3,14.. °

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее привод, кинематически соединяемый с ведущим валом испытуемой трансмиссии, маховые массы, соединяемые с ведущим и ведомым валами трансмиссии, датчик крутящего момента, устанавливаемый на ведомом валу трансмиссии и подключенный к регистрирующей аппаратуре, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью. повышения точности определения демпфирования, привод выполнен в виде гидравлической передачи, состоящей из электродвигателя, гидравлического насоса, соединенного с электродвигателем, и гидравлической машины, устанавливаемой на ведущем валу испытуемой трансмиссии, при этом входная линия гидронасоса сообщена с входной линией гидравлической машины, параллельно гидронасосу включен нормально закрытый клапан, выходная линия гидравлической машины через параллельно соединенные между собой нормально открытый клапан и регулятор давления сообщена со сливом.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. "Автомобильная промышленность", 1974, 9 11 с. 30, 31.

887970

Составитель Н. Мазепов

Редактор Г. Бельская Техред И Ниари Корректор А. Дзятко

Заказ 10714/10 Тираж 9)0 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, И-35 Раушская наб.z д. 4/5

Филиал ППЛ "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4