Способ контроля сцепления покрытия с подложкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социапистических
Республик
<1»888020 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.01.80 (21) 2870786I25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
G 01 N 19/04
Гасударственный кемлтет, СССР
Опубликовано 07.12.81. Бюллетень №45
Дата опубликования описания 17.12.81 (53) УДК 620.179..4 (088. 8) пе делам лзебретений и еткрмтий (72) Авторы изобретения
А. В. Покоев и Н. П. Косова
Куйбышевский государственный университет (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ
С ПОДЛОЖКОЛ
Изобретение относится к исследованию качества механических свойств адгезионных соединений и может быть использовано для оценки сцепления покрытий с твердым материалом подложки.
Известен способ контроля сцепления покрытия с подложкой, заключающийся в том, что образец, выполненный из подложки с нанесенным на ее рабочую поверхность покрытием, и эталон подвергают знакопеременным механическим, колебаниям, например, с помощью ультразвукового вибратора и доводят амплитуду колебаний до максимального значения, при котором происходит отслоение покрытия от подложки; о качестве покрытия судят по величине амплитуды колебаний образца при заданной частоте колебаний (1).
Недостатком известного способа является сравнительно низкая точность, так как практически трудно зафиксировать момент разрушения покрытия, кроме того, применение этого способа ограничено малыми толщинами исследуемых покрытий. Известный способ относится к методам, при которых происходит разрушение покрытия.
Целью изобретения является повышение точности контроля сцепления и расширение диапазона его применимости.
Цель достигается тем, что для образца и эталона фиксируют параметры внутреннего трения подложки с покрытием, строят графики зависимостей внутреннего трения от амплитуды колебаний, по которым определяют максимальную разность амплитудных значений внутреннего трения для прямых и обратных колебаний образца и эта лона, а по величине этой разности судят о качестве сцепления покрытия с подложкой.
Способ осуществляют следующим образом.
Образец, выполненный из твердой под1 ложки, например, цилиндрической. формы с диаметром рабочей части 5 мм, на поверхность которой нанесено покрытие, подвергают испытаниям на внутреннее трение, т. е. возбуждают в образце знакопеременные механические колебания с частотой око20 ло 20 Гц и фиксируют параметры внутреннего трения между подложкой и покрытием.
По результатам испытаний строят графики зависимостей внутреннего трения от ам888020
Формула изобретения
Составитель Н. Кудрявцев
Редактор Г. Бельская Техред А. Бойкас Корректор H. Стец
Заказ 10717/11 Тираж 910 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобретеннй н открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з плитуды для прямых и обратных колебаний образца и эталона. По графикам определяют максимальную разность амплитудных значений внутреннего трения, по величине этой разности судят о качестве сцепления покрытия с подложкой.
Предлагаемый способ позволяет повысить точность измерений и может быть отнесен к неразрушающим методам контроля сцепления, так как при испытаниях не нужно доводить исследуемое адгезионное соединение до разрушения.
Способ контроля сцепления покрытия с подложкой, заключающийся в том, что образец, выполненный из подложки с покрытием, и эталон подвергают знакопеременным механическим колебаниям, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и расширения диапазона применимости, для образца и эталона фиксируют параметры внутреннего трения подложки и с покрытием, строят графики зависимостей внутреннего трения от амплитуды колебаний, по которым определяют максимальную разность амплитудных значений внутреннего трения для прямых и обратных колебаний образ1О ца и эталона, а по величине этой разности судят о качестве сцепления покрытия с подложкой.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 395750, кл . G 01 N 19/04, 1974 (прототип) .