Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцналнстнческих

Реслублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ («)8881?4 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 130180 (21) 2917876/18-24 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет

Опубликовано 071281 Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 071281 (зцм. к.з

G 09 В 9/00

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н откр ытн и (S3) ПЖ 681. 3. 071 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В.Е.А«ексеев, В.И.Иванов, К.В.ЛюдвичеК, С.К.Островский и Б.А.Смирнов,. «.4.(71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Настоящее изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и предназначено для обучения и тренировки операторов различных систем управления навыкам контроля и восстановления цифровой информации.

Известны устройства (1), содержащие функциональный преобразователь, блок памяти, коммутатор, суммирующее устройство, формирователь импульсов и генератор временного дрейфа.

Такие устройства не позволяют формировать у оператора навыки восстановления цифровой информации.

Наиболее близко к предлагаемому устройство, содержащее генератор случайных сигналов, индикатор, счетчик времени, программный блок, схему сравнения, пульт оператора, счетчик ошибок, переключатель, сумматор и блок памяти, первый и второй входы которого соединены с генератором случайных сигналов и пультом оператора, а выход подключен ко второму входу схемы сравнения, другой выход которой соединен с первым входом сумматора, выход которого подключен ко входу счетчика операций, другому входу счетчика времени и через переключатель — к програмному блоку,другой выход которого соединен с третьим входом блока памяти и вторым входом сумматора.

Данное устройство позволяет тренировать оператора лишь в условиях постоянного числа и места восстанавливаемых разрядов информации, что не соответствует проявлениям искажения информации в реальной системе управления, снижает функциональные возможности устройства.

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства.

15 укаэанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее пульт оператора, сумматор, информационное табло, счетчик времени, соединенный входом с первым выходом блока ввода

20 програмьы обучения, второй и третий выходы которого подключены к соответствующим входам генератора случайных сигналов, и последовательно включенные блок памяти, блок сравнения и счетчик ошибок, введены блок коррекции информации, блок определения момента восстановления информации и последовательно соединенные коммутатор разрядов и коммутатор чиЗО сел, подключенный вторым входом к

888174 п

Ы 1

И выходу генератора случайных сигна— лов, первым выходом — ко входу блока памяти, а вторыми выходами — к соответствующим входам информационного табло и первому входу блока коррекции информации, второй вход которого соединен с выходами пульта оператора и счетчика времени, а выходсо вторым входом блока сравнения, первый вход коммутатора разрядов непосредственно подключен к первому выходу блока ввода программы обучения, а второй вход через сумматор с выходом блока определения момента восстановления информации, подключенного первым входом к третьему выходу блока ввода программы обучения и вторым входом к выходу счетчика ошибок, причем блок коррекции информации содержит последовательно включенные первый коммутатор, узел буферных регистров и второй коммутатор, соединенный выходом с выходом блока, а блок определения момента восстановления информации содержит формирователь эталонных кодов и последовательно включенные узел деления кодов, счетчик и узел сравнения, соединенный входом с выходом формирователя эталонных кодов, а выходом — с выходом блока.

На фиг. 1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — схема блока коррекции информации; на фиг. 3 — схема блока определения момента восстановления.

На фиг. 1 изображены информационное табло 1, пульт 2 оператора, блок

3 памяти, блок 4 сравнения, генератор 5 случайных сигналов, счетчик б ошибок, счетчик 7 времени, блок 8 ввода программы обучения, сумматор

9, блок 10 коррекции информации, блок 11 определения момента восстановления информации, коммутатор 12 разрядов, коммутатор 13 чисел.

Функциональная схема блока 10 коррекции информации приведена на фиг. 2, где изображены коммутаторы

14 и 15, узел 16 буферных регистров.

Блок 10 предназначен для оперативной записи в регистрах узла 16 десятичных чисел, поступающих одновременно с выходов коммутатора 13, автоматического изменения чисел в регистрах узла 16, соответствующих выбранным для искусственного искажения разрядам, ручной коррекции информации с пульта 2, а также поразрядной передачи чисел после коррекции с регистров узла 16 в блок 4.

Функциональная схема 11 блока определения момента восстановления информации приведена на фиг. 3, где изображены узел 17 деления кодов, счетчик 18, формирователь 19 эталонных кодов и узел 20 сравнения. Блок

11 предназначен для деления узлом

17 числа допущенных оператором оши5

40 бок, поступающего с выхода счетчика

6, на число контролируемых разрядов, поступающее с блока 8,,вычитания счетчиком 18 полученного частного из единицы, сравнения остатка узлом

20 с константой, введенной в формирователь 19, и выдачи сигнала в сумматор 9 в случае равенства сравниваемых величин. При этом константа, как правило, равна единице.

Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления работает следующим образом.

По сигналу с первого управляющего выхода блока 8 генератор 5 вырабатывает и — разрядное число К . (значение N задается с информационйого блока 8 выхода). Число К; поступает на первый вход коммутатора 13 и, при отсутствии сигнала на его втором входе, передается на входы блока 10, табло 1, а также фиксируется в блоке 3.

Обучаемый оператор следит э а состоянием индикаторов табло 1, контролируя предъявленное число в течение заданного промежутка времени. По истечении отведенного времени блок 8 подает сигнал со второго управляюще-. го выхода на первый вход коммутатора

12 и с первого управляющего выхода на генератор 5. При этом на выходе последнего появляется новое N — разрядное случайное число К„-+< . Коммутатор 12 имеет на своем втором входе информацию о числе m, записанном в сумматоре 9 (в начальный момент тренировки, как правило, m=1), и по сигналу блока 8 осуществляет случайный выбор m из и разрядов случайного числа К„+, поступающих через коммутатор 13 на входы табло 1 и блока 10 для изменения соответствующих m разрядов имеющегося там числа K„ . При этом значении число К„, записанное в блоке 3, не изменяется.

Оператор, заметив изменения в состояниях индикаторов табло 1, действиями на клавиатуре пульта 2 восста- навливает информацию, содержащуюся в блоке 10, до значения предыдущего числа К„ . Блок 4 осуществляет поразрядное сравнение восстановленного оператором в блоке 10 числа с истинным значением К„., хранящимся в блоке

3, передавая сигнал о допущенных ошибках в счетчик 6.

Блок 11, имея на своих входах значения общего числа разрядов контролируемого числа и числа допущенных ошибок и, оценивает работу обучаемого по критерию и, при выполнении равенства W = 1, подает сигнал на вход сумматора 9, увеличивая число изменяемых разрядов а на единицу. После этого блок 8 по888174,дает новый управляющий сигнал Hà ге3вератор 5, и цикл тренировки повторя ется при очередном числе изменяемых разрядов m информации.

Таким образом, предложенное устройство позволяет тренировать оператора в условиях изменения объема и места искажения информации, совершенствовать его навыки по контролю и восстановлению многоразрядных цифровых сигналов, что существенно расширяет функциональные возможности устройства.

Формула изобретения

1. Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления, содержащее пульт оператора, сумматор, информационное табло, счетчик времени, соединенный входом с 2О первым выходом блока ввода программы обучения, второй и третий выходы которого подключены к соответствующим входам генератора случайных сигналов, и последовательно включенные блок па- 25 мяти, блок сравнения и счетчик ошибок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит блок коррекции информации, блок определения момента восстановления информации и последовательно соединенные коммутатор разрядов и коммутатор чисел, подключенный вторым входом к выходу генератора случайных сигналов, первым выходом — ко входу блока памяти, а вторыми выходами — к соответствующим входам информационного табло и первому входу блока коррекции информации, второй вход которого соединен с выходами пульта оператора и счетчика времени, а выход — со вторым входом блока сравнения, первый вход коммутатора разрядов непосредственно подключен к первому выходу блока ввода программы обучения,а второй вход через сумматор — с выходом блока определения момента восстановления информации, подключенного первым входом к третьему выходу блока ввода программы обучения и вторым входом — к выходу счетчика ошибок.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в нем блок коррекции информации содержит последовательно включенные первый коммутатор, узел буферных регистров и второй коммутатор, соединенный выходом с выходом блока.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем блок определения момента восстановления информации содержит формирователь эталонных кодов и последовательно включенные узел деления кодов, счетчик и узел сравнения, соединенный входом с выходом формирователя эталонных кодов, а выходом — с выходом блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 425205, кл. G 09 В 9/00, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

9 506903, кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).

888174

СОставитель A Карлов

Редактор Г.Федотов Техред A.Ач Корректор С.Шекмар

Эаказ 10730/15 Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4