Способ индикации начала газовыделения в аккумуляторе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советск их

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е ()888245

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 05. 02. 80(21) 2878013/24-07 с присоединением заявки рй(23) Приоритет

Опубликовано 07. 12. 81. Бюллетень йе 45

Дата опубликования описания 09. 12. 81 (51)М. К,п.

Н 01 И 10/48

9>оударстваниый комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 355. . 1 (088. 8) (72) Автор изобретения

А. И. Резник

1 с

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ИНДИКАЦИИ НАЧА3 Л ГАЗОВЬДЕЛЕНИЯ

В АККУИУЛЯТОРЕ

Изобретение относится к областй электротехники и может быть использо« вано для определения момента начала газовыделения при протекании зарядного тока через аккумуляторы.

Известен способ, в котором начало газовыделения определяют по избыточному давлению, возникающему в баке аккумулятора над поверхностью электролита jl).

Недостатком известного способа asляется необходимость достаточно надежной герметизации аккумулятора.

Практическое использование этого способа предполагает применение датт5 чика на большие значения избьиочного давления (большие значения зарядного тока), так как при повышении их чувствительности возможны ложные срабатывания от газа, выделяющегося от саморазряда,.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам является техническое решение, эаключающееся в том, что посредством чувствительного элемента фиксируют повышение уровня электролита на saданную величину P2) .

При применении указанного способа отсчет уровня электролита производится от постоянной точки отсчета (верхнего края электродов), т.е. чувствительный элемент ориентируется на постоянной высоте. Таким образом, чувствительный элемент зарегистрирует начало газовыделения только в том случае, если действительный уровень электролита не ниже, более чем на 2 мм (та высота, на которую может подняться уровень электролита от газовыделения) высоты уровня, регистрируемой чувствительным элементом. Недостатком -так же является невозможность учета влияния увеличения степени эаряжейности аккумулятора и по.вышения температуры электролита, так как указанные выше факторы приводят к повышению уровня электролита. Кро888245 4!

О

is

26

ЭО

43

33 ие того, невозможно задаваться точностью определения начала газовыделения, так как фиксация различного повьппения уровня электролита обуславливает различное запаздывание (во времени) по отношению к истинному началу газовыделения.

Целью изобретения является повышение точности °

Это достигается тем, что чувствительный элемент ориентирует относительно уровня электролита и фиксирует задаваемую величину повышения уровня электролитай п =1,3-Ч at, где д — разница Во времени между моментом начала газовыделения и моментом повышения уровня электролита на величину а h,×

=(О,1+1,5)В/с — скорость увеличенйя напряжения при увеличении зарядного тока в течение 1-60 с.

При этом. максимальное значением 8 не превышает 2 мм.

В данном случае влияние повышения степени заряженности и температуры исключается, так как продолжитель, ность протекания зарядного тока настолько мала, что величины укаэанных параметров практически остаются неизменными.

Зависимость а и =1,3-У h6 была получена экспериментальным путем» При этом момент действительного начала газовьщеления определялся объилньпл способом с помощью специального лабораторного оборудования. Эксперименты показали, что отношение дЪ Dk прямо пропорционально с коэффициентом 1,3 скорости увеличения напряжения.

Для осуществления предложенного способа на задаваемой высоте над уровнем электролита устанавливают чувствительный элемент, например, стержень из токопрпгодящего материала. При пропускании зарядного тока в момент начала газовыделения начинает повышаться уровень электролита.

При повышении уровня до задаваемого происходит соприкосновение его со стержнем. При этом между стержнем и одним из выводов аккумулятора появляется напряжение. Момент появления напряжения, который можно зафиксировать известными приборами, указывает на начало газовыделения в аккумуляторе.

Пример . Способ был реализован в устройстве для ускоренного заряда, где индикация начала газовыделения производится для определения степени разряженности. В данном случае стержень иэ свинца устанавливается на высоте 1 мм над уровнем электролита. Напряжение увеличивается со скоростью 0,3 В/с. При этом продолжительность протекания зарядного тока при определении степени заряженности батареи марки, 6СТ-190 составляет 1-40 с в зависимости от фактической степени разряженности.

Эффект от применения предлагаемого способа обуславливается тем, что исключается влияние повышения степени разряженности и температуры электролита. При этом может быть достигнута такая точность определения момента начала газовыделения, которую нельзя обеспечить другими известными устройствами. Экономический эффект от применения предложенного способа в устройствах для определения разряженности батарей определяется уменьшением мощности силовой установки. Это позволяет использовать силовую установку меньшей мощности и перейти от трехфазного трансформатора на однофазный. Экономия при этом составит

Э=4хй=40х25000=1000000 pyo., где

N- количество установок, необходимых для полного удовлетворения по Л требностей народного хозяиства.

Формула изобретения

Способ индикации начала газовыделения в аккумуляторе при протекании зарядного тока, заключающий в том, что посредством чувствительного элемента фиксируют повышение уровня электролита на заданную величину, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности индикации, чувствительный элемент ориентируютотносительно действительного уровня электролита и фиксируют задаваемую величину повышения уровня электролита д h =1,3 V дЦ, где d 4 — разница во времени между моментом начала газовыделения и моментом повьппения уровня электролита на величину Ьп

Ч=(0,1"1,5)В/с — скорость увеличения напряжения при увеличении зарядного тока в течение 1"60 с.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Вайлов А.M. и др. Автоматизация контроля и обслуживания аккумуляторных батарей. M., "Связь", 1975, с. 69.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 125586, кл. Н 01 N 2/36, 1959.

888245

Составитель Ю. Драгомирова

Редактор Т. Кузнецова Техуеп А.Савка Коввектро Л. Боисшан

Заказ 10735/17 Тирем 787 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Е-35 Ращусккая наб.д. 4 5

Филиал IIM "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4