Устройство для дифференциальной защиты сборных шин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИГРАНИ Е
И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнх
Социалистических
Республик ()888258 (6i ) Дополнительное к авт. санд-ву ¹ 750635 (22) Заявлено 02. 11.78 (23) 2681487/24-07 (Sl)NL. Кл. с присоединением заявки рй. (23) Приоритет
Н 02 Н 3/28
3Ьеудерстеениый квинтет по делам изобретений и втернтий
Опубликовано 07.12.81. Бюллетень М45 (53) УДК 621.316.
925 (088 8) Дата опубликования описания 07.12 81 (72) Автор изобретения
B. P. Проус (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СБОРНЫХ ШИН
Изобретение относится к дифференциальной зашите сборных шин электроэнергетических систем переменного тока.
По основному авт, св. № 750635 известное устройство содержит преобразователи ток-напряжение, установленные
5 на всех присоединениях сборных шин h соединенные последовательно. Общие выводы преобразователей ток-напряжение подключены к первичной обмотке раздели10 тельного трансформатора, имеюшего две одинаковые вторичные обмотки, первая и вторая из. которых подключена на входы выпрямительных мостов соответственно с первым и вторым резисторами на
IS выходах. Преобразователи ток-напряжение своими выводами, кроме того, подключены на вход многофазного выпрямитель ного моста с тормозным резистором на выходе. Параллельно тормозному резистору и соединенному с ним последовательно первому из упомянутых резисторов подключен переменный резистор. На выходах переменного резистора и соединенного с ним последовательно второго из упомянутых резисторов включен реагирукнций орган зашиты
Недостатком этого устройства являет ся низкая функциональная надежность при внешних замыканиях с большими кратноотями токов короткого замыкания.
Белью изобретения является повышение надежности дифференциальной зашиты сборных шин
Поставленная цель достигается тем, что устройство дифференциальной зашиты сборных шин дополнительно снабжено пороговым элементом и логическим элементом "Запрет", при этом вход порогового элемента подключен параллельно переменному резистору, а его выход подсоединен к запрешаюшему входу логического элемента Запрет", к основному входу кото рого подключен выход реагируюшего,органа зашиты.
На фиг. 1 представлены графики напряжений, на которые включен реагирую- ны встречно. Поэтому падение напряжения на переменном резисторе 14 равно нулю и, следовательно, равно нулю напряжение на входе порогового элемента 17. На резисторе 16, также как и на резисторе
1 2, выделяется дифференциальный (рабочий) орган, Последний целиком определяет напряжение на входе реагируюшего органа 18. Реагируюший орган 18 срабаты10 вает и возбуждает основной вход, элемента "Запрет" 19. Поскольку пороговый элемент 17 в этот момент находится не в сработанном состоянии, то на запрешаюшем входе элемента 19 сигнал равен ну15 лю. Поэтому сигнал с выхода реагируюшего органа 18 проходит на испопнительные органы зашиты. Зашита действует.
При внешнем замыкании напряжение на резисторе 13 существенно больше, чем
20 напряжение на резисторе 12 (см. фиг. 1, соответственно кривые В и А). Сигнал, равный разности этих напряжений (кривая Б), поступает на вход порогового элемента 17. Поскольку этот сигнал боль25 ше по величине порога срабатывания элемента 17, последний срабатывает и возбуждает запрешаюший вход элемента "Запрет" 19. Таким образом независимо от состояния реагирующего органа 18 рабо30 та защиты блокируется.
Величина порога срабатывания эпемента 17 выбирается просто, так как напряжение на его входе при внутреннем замыкании равно нулю. Последнее означает, что блокировка зашиты при внутреннем замыкании исключается.
Таким образом, надежность функционирования зашиты обеспечивается при любой кратности тока внешнего замыкания.
Данное устройство защиты не уступает по чувствительности устройству по основному изобретению, поэтому оно
45 может найти широкое применение в энергосистемах переменного тока.
Формула изобретения
Устройство для дифференциальной зашиты сборных шин по авт. св.%750635, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно дополнительно снабжено пороговым элементом и логическим элементом "Запрет", при этом вход порогового элемента подключен параллельно переменному резистору, а его
3 888258 ший орган; на фиг. 2 — устройство .дпя дифференциальной зашиты сборных шин.
На фигуре 1 кривая А представляет зависимость напряжения небаланса зашиты от кратности периодической составляюшей тока к.э. Кривая В характеризует изменение напряжения на тормозном резисторе. Кривая Б является зависимостью напряжения на выходе переменного резистора при максимальной величине его сопротивления. В соответствии со схемой устройства защиты ре упируюший орган включен на разность напряжения А и Б (см. фиг. 1).
Из графика видно, что с увеличением кратности тока внешнего замыкания на,пряжение на выходе реагируюшего органа зашиты уменьшается и при п = 21 оно равно нулю. Очевидно, что в этом случае зашита находится на грани ложного срабатывания, так как небольшое превышение напряжения небаланса над напряжением с выхода переменного резистора может превысить также начальную установку срабатывания и реагируюший орган срабатывает. Таким образом, при больших кратностях тока внешнего замыкания
61 = (18-20) зашита работает ненадежно, что ограничивает область ее применения только для объектов с малыми величинами токов.
Устройство содержит преобразователи ток-напряжение 1 питающих факторов, преобразоватеци ток-напряжение 2 питаемых фидеров, входные клеммы дифференциального реле 3, 4, 5, 6, 7 и 8, многофазный выпрямительный мост 9, разделительный трансформатор 10 с двумя оди» наковыми вторичными обмотками, двухполупериодный выпрямительный мост 11 с резистором 12 на выходе, тормозной резистор 13, включенный на выходе многофазного выпрямительного моста, переменный резистор 14, включенный параллельно соединенным последовательно резисторам 12 и 13, двухполупериодный мост
l5 с резистором 16 на выходе, порогс вый элемент 17, включенный параллельно переменному резистору, реагируюший орган защиты 18, элемент "Запрет" 19, к запрешаюшему входу которого подключен выход порогового элемента, а к основному - выход реагирующего органа зашиты. Сопротивления резисторов 12, 13 и 16 равны.
Устройство работает спедуюшим образом.
При к.э. на сборных шинах напряжения на резисторах 12 и 13 равны и направле888258 выход подключен к запрешаюшему входу логического элемента "Запрет", к основному входу которого подключен выход реагируюшего органа зашиты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мс 750635, кл. Н 02 Н 3/28, 1978.
888258
Составитель В. Зимаков
Редактор Н. Аристова Техред A. Савка Корректор У. Пономаренко
Заказ 10737/17 Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж- Э5, Раушская наб., д. 4/S
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4