Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистические
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ >888276 (6I ) Дополнительное к авт. санд-ву— (22) Заявлено 07. 02. 75 (21) 2102347/24-07 с присоединением заявки М 2556049/24-07 (23) Приоритет (5l)M. Кл.
Н 02 К 1/20
1Ьеудврсткнеык кемктет
CCCP ао делам изобретений и открытей
Опубликовано 07.12.81. Бюллетень _#_a "5 (53) УДК 621.313. . 713 (088. 8) Дата опубликования описания 09.12.81 (7I ) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к электро- машиностроению, в частности к электрическим машинам с аксимальной вентиляцией статора.
Известна электрическая машина, у которой в спинке сердечника статора выполнены аксиальные вентиляционные каналы (1 .
Недостатком такой конструкции является то, что обмотки статора не-посредственно не омываются потоком хладагента, а отвод тепла происходит через железо сердечника, что мало эффективно.
Также известна электрическая машина, содержащая ротор и статор с
;обмоткой и сердечником, набранным из чередующихся пакетов с надпазовыми вентиляционными каналами, охватывающими об мотку, причем вентиляционные каналы обоих типов пакетов сообщаются между собой, образуя аксиальные вентиляционные каналы j23.
В известной конструкции каналы, охватывающие обмотку, сообщаются с зазором между ротором и статором, что приводит к рассеиванию газа из аксиальных каналов статора и снижению эффективности охлаждения.
Целью изобретения является улучшение охлаждения электрической машины.
Цель достигается тем, что в известной электрической машине вентиляционные каналы, охватывающие об. мотку. имеют форму трапеции с меньшим основанием, равным ширине паза и обращенным к зазору между ротором и статором.
Такая конструкция предотвращает выход газа в зазор и улучшает охлаждение.
На .фиг. 1 изображена электрическая машина, продольный. разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (разрез .по пакетам с надпазовыми вентиляционными каналами сердечника статора); на фиг. 3 †разрез Б-F на фиг. 1
888276 статора 11, а затем входит в аксиальные вентиляционные каналы 2 пакетов 1 и так далее, вдоль сердечника статора.
Из вентиляционных каналов 2, 12 струи воздуха направляются в камеру
6 лобовой части 13 обмотки статора, откуда общий поток нагретого воздуха поступает в напорный элемент 7.
30 Указанная конструкция позволяет создать аксиальную систему вентиляции статора, отделенную от зазора . между ротором и статором, что улучшает охлаждение электрической машины.
Формула изобретения (разрез по пакетам с вентиляционными каналами, охватывающими обмотку стьтора,. имеющими трапецеидальную форму).
В пакетах 1 сердечника статора имеются, надпазовые вентиляционные каналы 2, которые соединяются с вентиляционными каналами 3 пакетов 4.
Часть каналов.,2 расположенных в край 1 них пакетах 1, сообщаются с каме.рами 5 и 6 и вентиляционными каналами 3. Циркуляция потока охлаждающего агента. осуществляется напорным элементом 7, расположенным на валу ротора 8.
Каналы. 3 имеют форму трапеции с меньшим основанием, равным ширине паза и обращенным к зазору между па" кетами 1, 4 и ротором 8. Это дает возможность закрыть каналы 3 от упомянутого зазора.
Иежтрубное пространство воздухоохладителя 9 сообщается с камерами
5 и б.
Лобовая частЬ 10 Обмотки статора 11 размещена в камере 5. Аксиаль- ные вентиляционные каналы 12 ротора
8 сообщаются с камерами 5 и 6. Лобовая часть 13 обмотки статора 11 разме- щена в камере 6.
Нагретый воздух напорным элементом 7 подается в межтрубное пространство воздухоохладителя 9 и после охлаждения поступает в камеру 5 лобо.вой части 10 обмотки статора И и pq лее параллельными струями входит в надпазовые вентиляционные каналы 2, расположенные в крайнем пакете 1 сердечника статорв и аксиальные вентиляционные каналы 12 ротора 8.
Из каналов 2 воздух поступает в каналы 3 пакетов. 4, и которых охлаж.дает стержни пазовой части обмотки
20 Электрическая машина, содержащая ротор.и статор с обмоткой и сердечником, выбранным из чередующихся па" кетов с надпазовыми вентиляционными каналами и пакетов с. вентиляционными уу каналами, охватывающими обмотку, причем вентиляционные каналы обоих типов пакетов сообщаются между собой, образуя аксиальные вентиляционные каналы отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, вентиляционные каналы, охватывающие обмотку, имеют форму трапеции с мень. шим основанием, равным ширине паза и обращенным к зазору между ротором и статором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Алексеев,А. Е. Конструкция . электрических машин.. Госэнергоиздат.
M-fl., 1958, с. 65, рис. 2-45.
2. Авторское свидетельство СССР
У 144221, кл. Н 02 К 1/20, 1958.
88827б
Составитель А. Воинов
Редактор Т. Кузнецова Техред Ж.Кастелевич
Корректор 11. Пожо.
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 10738/17 Тираж 733 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5